Произведение «Лес» — один из многочисленных этюдов Ивана Ивановича Шишкина на тему сосен, освещенных солнцем. Законченное произведение, так и названное — «Сосны, освещенные солнцем», — было создано в 1886 году и ныне хранится в Третьяковской галерее.
Этюд как подготовительный этап работы над живописным полотном на протяжении долгого времени не воспринимался художниками в качестве самостоятельного произведения. Только во второй половине XIX века этюд в русском изобразительном искусстве приобретает новый статус, все чаще появляясь на выставках. Пейзажисты писали этюды с натуры. Одним из первых русских пейзажистов, придававших этюду большое значение, стал Иван Шишкин. Работа над этюдом была для него и приемом изучения природы, и непрерывной профессиональной тренировкой, и основой для формирования пейзажных композиций. Разные по размеру, они имели характер и картинный (законченный), и сугубо этюдный (беглый, непрописанный, несочиненный).
В этюде «Лес» Шишкин работает бегло, достаточно обобщенно, не обращая внимание на конкретные детали. Он делает главным героем солнечный свет, который вносит в произведение приподнятость, жизнеутверждающую силу. Цвет с ним становится более ярким, обнаруживается сама жизнь природы с игрой теней и контрастов. Лучи золотистого света, пронизывая глубину леса и объединяя планы, заставляют произведение «дышать», обнажая красоту, которая часто остается незамеченной.
Иван Иванович Шишкин — едва ли не самый популярный русский пейзажист. Художник родился в 1832 году в Елабуге, небольшом городке Вятской губернии, в семье купца 2-й гильдии Ивана Васильевича Шишкина. Заметив увлечение сына искусством, отец отправил его учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1856 году юноша поступил в Академию художеств. Получив за Большую золотую медаль право на заграничную поездку, Шишкин отправился в Германию и Швейцарию для повышения мастерства. Но, заскучав по родине, он вернулся в Россию до окончания срока командировки и решил ездить в творческие путешествия только по своей стране. Шишкин любил русскую природу и хотел изображать именно ее — в произведениях художника она всегда полна силы, мощи, почти всегда находится в расцвете и пышности бытия.