Работа художника Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898) «Стадо овец в лесу» 1865 года поступила в музей из Карачаровского имения графов Уваровых в 1918 году.
Слава пришла к художнику еще во время его учебы в Петербургской Академии Художеств — он получал серебряные и золотые медали на выставках, а работы стали узнавать и приобретать.
Исследователи указывают, что Шишкиным создано 100 офортов и 68 литографий.
Иван Шишкин — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Академик (1864), профессор (1873), преподаватель пейзажной мастерской Академии художеств. Им проникновенно раскрыта прелесть русской природы. Родом из Елабуги Вятской губернии, художник с детства полюбил край, богатый могучими лесами, бескрайними полями. «Царём леса» называли Шишкина современники.
Слава пришла к художнику еще во время его учебы в Петербургской Академии Художеств — он получал серебряные и золотые медали на выставках, а работы стали узнавать и приобретать.
Самой широко известной картиной IШишкина является «Утро в сосновом лесу» 1889 года. Этот пейзаж оживляют фигуры медведей, написанных художником Константином Савицким. Тогда сам Шишкин еще не владел в совершенстве умением изображать животных. Позже он научился этому в Мюнхене и Цюрихе. Но Шишкин был не только живописцем, а и профессиональным рисовальщиком и гравёром. Систематически он стал работать в этой технике с 1860-х годов. В 1863 году он познакомился с техникой офорта у Рудольфа Коллера (Швейцария), и впоследствии стал крупнейшим мастером гравюры и литографии в России второй половины XIX века. Он достиг совершенства во владении техническими приемами офорта и оставил обширное гравюрное наследие.
Исследователи указывают, что Шишкиным создано 100 офортов и 68 литографий.
Представленная оригинальная работа исполнена тушью и пером. На картине изображено стадо овец, среди могучих деревьев с плотно сросшимися кронами и колоритными формами стволов. Кроны деревьев настолько густые, что не пропускают солнечный свет, создают полумрак. Лесная полянка, изображенная на переднем плане, освещена солнечными лучами, упавшими на бархатистую траву.
Видно, какое внимание автор уделяет деталям не только в живописи, но и в графике. В рисунке прописан каждый листочек на дереве, каждая травинка и корешок на земле. В пейзаже хорошо проработаны не только свет и тень, но и полутона, из-за чего возникает ощущение цветности. Рисунок Шишкина «Стадо овец в лесу» дает возможность познакомиться с этой редко экспонируемой, менее известной гранью творчества мастера (так как графические работы не часто выставляются в экспозициях).