Иван Иванович Шишкин (1832—1898), выросший в провинциальном городке Елабуге на Каме, в небогатой купеческой семье, на всю жизнь полюбил нетронутую суровую природу своего края. Отец, заметив увлечение сына искусством, позволил ему учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и помогал финансово. В училище сразу определилось влечение Ивана Ивановича к пейзажу; он много штудировал натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга или сухое дерево. После училища художник с золотой медалью закончил Императорскую Академию художеств.
Ветки. Этюд
Время создания
Конец XIX века
Место создания
Российская империя
Размер
37,5x61 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении #7
Шишкин И.И.
#6
После Академии Шишкин три года жил и работал за границей. Известно, что в ранние годы творчества Шишкин увлечено подражал манере популярного швейцарского пейзажиста Александра Калама, чью картину «Водопад Штауббах в долине Лаутербруннен» можно увидеть в постоянной экспозиции галереи в Эркерном зале. Впитав европейские живописные традиции, художник вернулся в Россию, чтобы создать свой неповторимый стиль. Шишкина называли певцом русского леса, «царем леса». Ботаники по его картинам и этюдам могут определять виды растений, мхов и лишайников, использовать их в качестве иллюстраций научных исследований. Очень часто в своих штудиях Шишкин использовал фотографию: фотографировал сам, привлекал других мастеров — для достоверности изображения окружающей природы. Но ничто не могло заменить ему натуры.
Калам А. Водопад Штауббах в долине Лаутербруннен. Конец 1830-х годы. Из собрания Национальной галереи РК
#4
Долгое время пейзаж считался жанром сугубо академическим и от жизни далеким, но пейзажи Шишкина поменяли представление о нем. Шишкин скрупулезно выписывал каждую деталь, подмечал своеобразие зимнего и летнего освещения, экспериментировал с сочетанием разных кистей и мазков, оттачивал передачу цветовых оттенков и этим достигал эффекта присутствия.
Пейзажист обладал особой работоспособностью, он создал множество картин и еще более впечатляющее количество разнообразнейших этюдов. В среде коллекционеров его этюды зачастую пользовались большей популярностью, чем законченные картины — подкупала свежесть исполнения и цветовая живость.
Один из таких этюдов можно увидеть в Национальной галерее Республики Коми. Небольшая работа «Ветки» была привезена в Сыктывкар в 1949 году из Русского музея, а в 1962 году оставлена на постоянное хранение.
Пока неизвестно, когда и где был написан этот этюд. В поисках новых впечатлений и новых пейзажей Шишкин много путешествовал: он побывал в Поволжье, Карелии, Белоруссии, Тверской губернии, на Валааме и в Крыму. Интересно, что в 1887 году Шишкин вместе с фотографомЕ.П. Вишняковым побывал в Вологодской губернии, к которой был приписан и уездный город Усть-Сысольск. По материалам вологодской экспедиции Шишкин написал большую картину «Бурелом». Лес на этюде и на картине схож. Специалисты предполагают, что местность, изображенная на этюде, могла находиться в европейской части России, в районе перехода от тайги к широколиственным лесам, то есть, на этюде вполне может быть изображен вологодский пейзаж.
#5
Шишкин. И.И. Бурелом. 1888. Из собрания Киевского национального музея русского искусства
#8
Национальная галерея Республики Коми
читать дальшескрыть
Ветки. Этюд
Время создания
Конец XIX века
Место создания
Российская империя
Размер
37,5x61 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться