Картина «Красная палата», принадлежащая кисти Андрея Петровича Рябушкина, — едва ли не единственное в творчестве художника обращение к жанру интерьера. Близкое по свойствам к этюду полотно создавалось, судя по всему, под впечатлением изучения и знакомства художника с архитектурными памятниками Московского Кремля в 1891–1892 годах.
По окончании петербургской Академии художеств Рябушкин отправился в длительное путешествие по старым городам России: Новгороду, Москве, Киеву, Туле, Ярославлю, Рязани, Угличу и другим. Страстно увлекшись историей, везде он изучал старинную архитектуру, предметы быта, одежду, оружие. Его интересовала литература по истории Руси, летописи, народные сказания. В русском искусстве он стал создателем историко-бытовой картины, изображающей прошлое России, что принесло ему известность и признание. С ними он участвовал в выставках передвижников, «мирискусников», получил почетный отзыв на Всемирной выставке в Париже 1900 года.
Картина «Красная палата» была написана художником в последние годы жизни, когда Рябушкин «окончательно нашел себя». Произведение, созданное в 1899 году, отправляет зрителя на три столетия назад — во времена становления великой династии Романовых как правителей. На картине изображена одна из царских комнат Теремного дворца, построенного в XVII веке на территории современного Московского Кремля по приказу первого русского государя, основателя династии Михаила Фёдоровича Романова. Именно здесь, в Престольной (или Тронной) палате, выполняющей роль кабинета, правитель мог уединиться.
Несмотря на небольшой размер Престольной палаты, ее интерьер
отличало великолепное убранство. Это проявилось и в пурпурном цвете
стен и сводчатых потолков, и в сиянии золота, активно
используемом в росписи и отделке самых разных элементов, например
дверных и оконных проемов, и в нарядном декоре растительного
орнамента, густо застилающем пространство комнаты. В самом почетном
месте — «красном» углу горницы — стоит покрытое бархатом государево
кресло, над которым изображены символы царской власти — рыкающие львы.
Из парных стрельчатых окон с цветными стеклами в комнату льется
мягкий, неяркий, радужный свет. Собственно, подобное яркое узорочье
в оформлении интерьеров в тогдашней Руси не было случайным — оно
являлось отражением представлений человека об идеальной, райской красоте
и вечном цветении; свод же отождествлялся с небом, поэтому
и воспроизводил «всю красоту поднебесную».