Пейзаж «Осенний лес» Иван Шишкин написал в 1876 году. Художник мастерски передал на полотне световоздушную среду: туманный воздух, свет, проникающий сквозь ветви деревьев, все оттенки опавшей листвы.
Шишкин редко пользовался лессировочными красками. Кору деревьев и рыхлую влажную листву он писал густо и плотно. В этой работе также прослеживается манера художника писать передний план рельефными корпусными мазками. Дальний план он проработал более тонкими масляными штрихами.
Небольшую по размеру картину, которая осталась бы этюдом у другого автора, Шишкин завершил как самостоятельное произведение.
Художник много работал с натуры, совершенствуя технику рисунка. Он очень скрупулезно подходил к достоверности изображения, долгое время изучал строение растений, и на его картинах практически невозможно найти ботанические неточности. Критики иногда даже ставили это ему в вину. Считалось, что мастерство Шишкина-колориста уступает его таланту рисовальщика.
Иван Шишкин был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. С его именем связана история отечественного реалистического пейзажа второй половины XIX столетия.
В 12 лет Шишкина определили в Первую Казанскую мужскую гимназию, где он проучился до пятого класса. В 1852 году он поступил в Московское училище живописи и ваяния. В апреле 1855 года ученический этюд Шишкина «Сосна на скале» приобрел Русский музей.
Окончив курс училища, он продолжил образование в Императорской Академии художеств. Он писал этюды с натуры в окрестностях Петербурга и на острове Валаам. Уже на первом году обучения в Академии Шишкину присудили две малые серебряные медали за картину «Вид в окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные летом в Дубках. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за этюд «Сосна на Валааме», в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж «Ущелье на Валааме» и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за две картины одного названия «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии, Шишкин отправился в Мюнхен, откуда позже перебрался в Цюрих. В 1866 году художник вернулся в Петербург до истечения срока своего пенсионерства.
Шишкин много ездил по России, почти ежегодно выставлял свои произведения в Академии. В 1868 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора, но великая княгиня Мария Николаевна, президент Академии художеств, вместо этого наградила художника орденом Святого Станислава 3-й степени. На Всемирной выставке 1867 года Шишкин выставил несколько рисунков и картину «Вид из окрестностей Дюссельдорфа». После учреждения Товарищества передвижных выставок Шишкин экспонировал на его выставках свои живописные работы и рисунки пером. В 1892 году Шишкина пригласили руководить учебной пейзажной мастерской Академии художеств. Живописец скоропостижно скончался в Петербурге 8 марта 1898 года, сидя за мольбертом перед новой картиной.
Шишкин редко пользовался лессировочными красками. Кору деревьев и рыхлую влажную листву он писал густо и плотно. В этой работе также прослеживается манера художника писать передний план рельефными корпусными мазками. Дальний план он проработал более тонкими масляными штрихами.
Небольшую по размеру картину, которая осталась бы этюдом у другого автора, Шишкин завершил как самостоятельное произведение.
Художник много работал с натуры, совершенствуя технику рисунка. Он очень скрупулезно подходил к достоверности изображения, долгое время изучал строение растений, и на его картинах практически невозможно найти ботанические неточности. Критики иногда даже ставили это ему в вину. Считалось, что мастерство Шишкина-колориста уступает его таланту рисовальщика.
Иван Шишкин был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. С его именем связана история отечественного реалистического пейзажа второй половины XIX столетия.
В 12 лет Шишкина определили в Первую Казанскую мужскую гимназию, где он проучился до пятого класса. В 1852 году он поступил в Московское училище живописи и ваяния. В апреле 1855 года ученический этюд Шишкина «Сосна на скале» приобрел Русский музей.
Окончив курс училища, он продолжил образование в Императорской Академии художеств. Он писал этюды с натуры в окрестностях Петербурга и на острове Валаам. Уже на первом году обучения в Академии Шишкину присудили две малые серебряные медали за картину «Вид в окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные летом в Дубках. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за этюд «Сосна на Валааме», в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж «Ущелье на Валааме» и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за две картины одного названия «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии, Шишкин отправился в Мюнхен, откуда позже перебрался в Цюрих. В 1866 году художник вернулся в Петербург до истечения срока своего пенсионерства.
Шишкин много ездил по России, почти ежегодно выставлял свои произведения в Академии. В 1868 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора, но великая княгиня Мария Николаевна, президент Академии художеств, вместо этого наградила художника орденом Святого Станислава 3-й степени. На Всемирной выставке 1867 года Шишкин выставил несколько рисунков и картину «Вид из окрестностей Дюссельдорфа». После учреждения Товарищества передвижных выставок Шишкин экспонировал на его выставках свои живописные работы и рисунки пером. В 1892 году Шишкина пригласили руководить учебной пейзажной мастерской Академии художеств. Живописец скоропостижно скончался в Петербурге 8 марта 1898 года, сидя за мольбертом перед новой картиной.