В Доме-музее Бориса Михайловича Кустодиева экспонируется ранний вариант скульптурного портрета писателя и драматурга Фёдора Сологуба (Фёдора Кузьмича Тетерникова). Произведение было создано в 1912 году и свидетельствует о серьезных достижениях Бориса Михайловича Кустодиева в области скульптуры.
В 1908–1912 годах художник пишет жене, Юлии Евстафьевне: «…ты знаешь, у меня ужасно мучительное состояние раздвоения — это между живописью и скульптурой! Так бы и кинулся только на скульптуру, и, особенно когда работаю, совсем не думаю о живописи». Скульптуры Кустодиева отличаются реалистичностью, лаконизмом и законченностью форм, характерностью поз и яркой эмоциональностью. Созданные им скульптурные портреты наделены большим сходством с моделями.
Сологуб (1863–1927) вначале был известен как поэт-лирик. Первые произведения опубликовал в 1884 году. Его стихи высоко ценили Блок, Брюсов, Горький. Позже выступил как драматург и теоретик символизма, публицист и переводчик. Все его творчество проникнуто духом европейского декаданса. Сотрудничал с известными журналами «Северный вестник», «Сигнал», «Адская почта» и другими. Особенно прославил писателя роман «Мелкий бес» (1905). Кустодиев был хорошо знаком с Сологубом по работе в театре. Он неоднократно участвовал в оформлении его спектаклей, а также в создании декораций к «капустникам» актеров и художников, сценарии которых тоже писал Сологуб.
В скульптурном портрете Кустодиев несколько идеализирует образ писателя, находя аналогии с римским портретом первых веков нашей эры. Благородное, породистое гладко выбритое лицо, серьезное, задумчивое выражение, погруженность модели в себя переданы мастером точно и лаконично. Темно-коричневый цвет тонированного гипса делает произведение цельным и выразительным.
В марте 1914 года Третьяковская картинная галерея приобрела более поздний вариант этого портрета, выполненный в мраморе. Директор галереи, художник Игорь Грабарь, высоко оценил работу Кустодиева: