В Доме-музее Б.М. Кустодиева экспонируется ранний вариант скульптурного портрета писателя и драматурга Федора Сологуба (Федора Кузьмича Тетерникова) (1863–1927). Произведение было создано в 1912 году и свидетельствует о серьезных достижениях Б.М. Кустодиева в области скульптуры. В 1908–1912 годах он пишет жене, Юлии Евстафьевне: «…ты знаешь, у меня ужасно мучительное состояние раздвоения — это между живописью и скульптурой! Так бы и кинулся только на скульптуру, и, особенно когда работаю, совсем не думаю о живописи». Скульптуры Кустодиева отличаются реалистичностью, лаконизмом и законченностью форм, характерностью поз и яркой эмоциональностью. Созданные им скульптурные портреты наделены большим сходством с моделями.
Сологуб был известен вначале как поэт-лирик. Первые произведения опубликовал в 1884 году. Его стихи высоко ценили А.А. Блок, В.Я. Брюсов, А.М. Горький. Позже выступил как драматург и теоретик символизма, публицист и переводчик. Все его творчество проникнуто духом европейского декаданса. Сотрудничал с известными журналами «Северный вестник», «Сигнал», «Адская почта» и др. Особенно прославил писателя роман «Мелкий бес» (1905). Кустодиев был хорошо знаком с Сологубом по работе в театре. Он неоднократно участвовал в оформлении его спектаклей, а также в создании декораций к «капустникам» актеров и художников, сценарии которых тоже писал Сологуб. В скульптурном портрете Кустодиев несколько идеализирует образ писателя, находя аналогии с римским портретом первых веков нашей эры. Благородное, породистое, гладко выбритое лицо, серьезное, задумчивое выражение, погруженность модели в себя переданы мастером точно и лаконично. Темно-коричневый цвет тонированного гипса делает произведение цельным и выразительным.
В марте 1914 года Третьяковская картинная галерея приобрела более поздний вариант этого портрета, выполненный в мраморе. Директор галереи, художник И.Э. Грабарь высоко оценил работу Кустодиева:
Сологуб был известен вначале как поэт-лирик. Первые произведения опубликовал в 1884 году. Его стихи высоко ценили А.А. Блок, В.Я. Брюсов, А.М. Горький. Позже выступил как драматург и теоретик символизма, публицист и переводчик. Все его творчество проникнуто духом европейского декаданса. Сотрудничал с известными журналами «Северный вестник», «Сигнал», «Адская почта» и др. Особенно прославил писателя роман «Мелкий бес» (1905). Кустодиев был хорошо знаком с Сологубом по работе в театре. Он неоднократно участвовал в оформлении его спектаклей, а также в создании декораций к «капустникам» актеров и художников, сценарии которых тоже писал Сологуб. В скульптурном портрете Кустодиев несколько идеализирует образ писателя, находя аналогии с римским портретом первых веков нашей эры. Благородное, породистое, гладко выбритое лицо, серьезное, задумчивое выражение, погруженность модели в себя переданы мастером точно и лаконично. Темно-коричневый цвет тонированного гипса делает произведение цельным и выразительным.
В марте 1914 года Третьяковская картинная галерея приобрела более поздний вариант этого портрета, выполненный в мраморе. Директор галереи, художник И.Э. Грабарь высоко оценил работу Кустодиева: