«Натюрморт с фазаном» (1914) — произведение, выполненное в редком для Б.М. Кустодиева жанре натюрморта. Художник хорошо известен поклонникам как блестящий портретист, выдающийся создатель жанровых сцен — гуляний, праздников, ярмарок. А вот натюрморты в его художественном наследии можно пересчитать по пальцам: «Яблоко и сторублевка» (1916), «Раковины» (1918), цветочные натюрморты разных лет — «Цветы на балконе на фоне гор» (1912), «Финский букет» (1918) и другие.
«Натюрморт с фазаном» создает нарядный красочный образ материального мира. Художник не просто передает контрасты кобальта и различных оттенков красного цвета, он с удовольствием решает сложную художественную задачу: передать на небольшом холсте соотношение различных фактур предметов, из которых составлен натюрморт. Прозрачность стекла и плотность фарфора, нежные лепестки роз и упругая, блестящая поверхность пары яблок, выложенных рядом с тарелкой, пушистое оперение неощипанного красавца-фазана и глянцевая поверхность панциря омара… Мастером использованы различные живописные приемы: игра светотени, разнообразие оттенков выбранных цветов, выразительные мазки, отличающиеся по длине, форме и направлению.
Основной колористический мотив этого произведения — игра оттенков синего и красного, усиливает декоративное звучание натюрморта. Стоит обратить внимание на то, какие предметы выбраны художником для произведения. Омар, фазан, розы — не рядовые предметы, все это носит печать изысканности, избранности. В начале ХХ века их не встретишь в жилище обычного человека. Возможно, такой подбор — желание заказчика, а, может, своеобразный вызов мастера, уже ставшего в это время известным, хорошо зарабатывающим художником: могу, дескать, себе позволить. Интересен и еще один художественный прием: Кустодиев «срезает» край изображения, намеренно уплотняя композицию, приближая вещи к зрителю, размещая многие предметы в достаточно тесном пространстве.
Работа была заказана художнику известным коллекционером О.Я. Виблингером, для которого несколько раньше им уже была написана «Поэзия» (1908), которое также экспонируется в зале живописи филиала Астраханской картинной галереи «Дом-музей Б.М. Кустодиева».
«Натюрморт с фазаном» создает нарядный красочный образ материального мира. Художник не просто передает контрасты кобальта и различных оттенков красного цвета, он с удовольствием решает сложную художественную задачу: передать на небольшом холсте соотношение различных фактур предметов, из которых составлен натюрморт. Прозрачность стекла и плотность фарфора, нежные лепестки роз и упругая, блестящая поверхность пары яблок, выложенных рядом с тарелкой, пушистое оперение неощипанного красавца-фазана и глянцевая поверхность панциря омара… Мастером использованы различные живописные приемы: игра светотени, разнообразие оттенков выбранных цветов, выразительные мазки, отличающиеся по длине, форме и направлению.
Основной колористический мотив этого произведения — игра оттенков синего и красного, усиливает декоративное звучание натюрморта. Стоит обратить внимание на то, какие предметы выбраны художником для произведения. Омар, фазан, розы — не рядовые предметы, все это носит печать изысканности, избранности. В начале ХХ века их не встретишь в жилище обычного человека. Возможно, такой подбор — желание заказчика, а, может, своеобразный вызов мастера, уже ставшего в это время известным, хорошо зарабатывающим художником: могу, дескать, себе позволить. Интересен и еще один художественный прием: Кустодиев «срезает» край изображения, намеренно уплотняя композицию, приближая вещи к зрителю, размещая многие предметы в достаточно тесном пространстве.
Работа была заказана художнику известным коллекционером О.Я. Виблингером, для которого несколько раньше им уже была написана «Поэзия» (1908), которое также экспонируется в зале живописи филиала Астраханской картинной галереи «Дом-музей Б.М. Кустодиева».