История появления Боголюбской иконы связана с другой особо чтимой — иконой Владимирской Богоматери, привезенной князем Андреем в Ростово-Суздальскую землю из Киевского княжества в середине XII столетия. В поздней (но весьма информативной) «Летописи Боголюбского монастыря» сообщается об остановке повозки с Владимирской иконой в окрестностях Владимира и о совершении Андреем молитвы, во время которой ему явилась Богоматерь со свитком в правой руке. Она повелела разместить икону не в Ростове (как планировал сам князь), а во Владимире, и на месте ее явления основать церковь и монастырь. Вскоре Андрей заложил здесь каменный храм (в честь Рождества Богородицы) и приказал иконописцам изобразить Богоматерь именно так, как она явилась ему. Написанную икону поместили в новопостроенный храм и установили праздник в день явления Богоматери — 18 июня.
В настоящее время древняя икона, прошедшая недавно комплексную реставрацию, находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. А икону, привезенную из Южной Руси, поместили в Успенском соборе, построенном в центре Владимира по повелению князя Андрея. Впоследствии эта икона стала одной из главных святынь Русской Церкви; сейчас она находится в Москве, в Третьяковской галерее. Для Андрея Боголюбского было характерно особое почитание Девы Марии. Предположительно, именно по его инициативе был установлен новый церковный праздник — Покров Богородицы, отмечаемый 1 (14) октября. При Андрее вблизи его резиденции в Боголюбове был воздвигнут знаменитый храм Покрова на р. Нерли.