Картина написана Карлом Брюлловым в 1827 году во время пребывания в Италии, в первые годы пенсионерской поездки после выпуска из Академии художеств.
Вдохновленный южной атмосферой и жизнью итальянского народа, художник перенес на холст свои впечатления от местного быта, в котором даже обычная работа наполнена радостью и красотой.
Поэтическое по интонации и яркое по воплощению полотно представляет сцену сбора винограда.
Стоя на каменной лестнице террасы, молодая изящная крестьянка тянется за спелой гроздью черных ягод. Девица трудится с легкостью, ее работа больше похожа на танец: кокетливо приподнявшись на полупальцы и грациозно раскинув руки, она словно порхает под музыку, которую играет на бубне ее подруга, отдыхающая ступенью выше.
В моменте участвует и мальчик без штанов, напоминающий маленького сатира, который несет оплетенный ветвями сосуд для вина. И впряженный в телегу ослик, терпеливо ожидающий часа своей работы.
Картина залита летним солнечным светом, пробивающимся сквозь пушистые листья винограда, нежная зелень которых театрально обвивает пространство холста, словно занавес, что делает сцену еще более камерной.
Радостное сияние итальянского солнца отражают белые одежды персонажей, а акцентный красный цвет ткани, опоясывающей стан главной героини, перекликается с нитками кораллов на ее изящной шее, ободком бубна и румянцем на лицах девушек. Прелестницы осознают свою красоту и молодость, которым противопоставлена ветхость здания с потрескавшимися стенами. А кипучей энергии молодого поколения вторит бьющий ключом источник прохладной воды.
Сбор урожая в работе Брюллова — это больше праздник, чем повинность. Тяжелому ежедневному труду противостоит радость встречи с дарами природы, которую живописец передает, в том числе с помощью яркого бархатистого колорита и светотеневых эффектов.
Написанное с натуры, свежее и оптимистичное по настроению полотно раскрывает прекрасное в простом и повседневном.
Карл Брюллов очень трепетно относился к своим жанровым итальянским работам, называя каждое полотно из этой серии «мое дитя».