К середине XIX века главным живописным жанром стал критический реализм. На смену классицизму с его строгостью правил рисунка и обязательным использованием сюжетов античной мифологии пришло реалистическое воспроизведение красоты окружающего мира. Иван Шишкин вместе с Алексеем Саврасовым, Архипом Куинджи, Василием Поленовым и другими художниками сумели по-новому показать красоту и лиризм русского пейзажа, заставили современников по-другому взглянуть на родную природу и деревенский ландшафт.
Расцвет жанра наступил во второй половине XIX столетия. Образ природы, как облик человека, стал отражением жизни, чувств и мыслей общества. Художники передавали в пейзажах собственные размышления о судьбе родины, глубокую любовь к своему народу.
Иван Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городке Елабуге на берегу реки Камы. С 1852 по 1856 год он посещал занятия Аполлона Мокрицкого в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем учился в Императорской Академии художеств у Сократа Воробьева.
Шишкин окончил академию с золотой медалью за пейзаж «Вид на острове Валааме» и получил право продолжить обучение за границей. В 1862–1865 годах он работал в Швейцарии и Германии. Художник должен был провести за границей шесть лет, но вернулся в Россию раньше, так как не видел для русского пейзажиста пользы в изучении чужой природы. С этого момента Иван Шишкин полностью сосредоточился на русских пейзажах.
В пейзаже «Солнце в лесу» Иван Шишкин использовал два традиционных для его творчества мотива: могучие сосны и убегающую вдаль дорогу. Сюжет написан с натуры.
Пейзаж выполнен в теплых тонах. Не случайно выбрано время дня — полдень, как образ России, полной дремлющих внутренних сил. Художественный критик Владимир Стасов называл картины Шишкина «пейзажами для богатырей».
С 1870 года Иван Шишкин вошел в Товарищество передвижных художественных выставок. В 1873 году художник получил звание профессора, а в 1894–1895 годах стал руководителем пейзажной мастерской Академии художеств.
Расцвет жанра наступил во второй половине XIX столетия. Образ природы, как облик человека, стал отражением жизни, чувств и мыслей общества. Художники передавали в пейзажах собственные размышления о судьбе родины, глубокую любовь к своему народу.
Иван Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городке Елабуге на берегу реки Камы. С 1852 по 1856 год он посещал занятия Аполлона Мокрицкого в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем учился в Императорской Академии художеств у Сократа Воробьева.
Шишкин окончил академию с золотой медалью за пейзаж «Вид на острове Валааме» и получил право продолжить обучение за границей. В 1862–1865 годах он работал в Швейцарии и Германии. Художник должен был провести за границей шесть лет, но вернулся в Россию раньше, так как не видел для русского пейзажиста пользы в изучении чужой природы. С этого момента Иван Шишкин полностью сосредоточился на русских пейзажах.
В пейзаже «Солнце в лесу» Иван Шишкин использовал два традиционных для его творчества мотива: могучие сосны и убегающую вдаль дорогу. Сюжет написан с натуры.
С помощью изобразительных средств, широкими мазками Шишкин создал для своей чащи особый ритм: солнечный свет пронизывает кроны и отражается на стволах сосен, проходящая через композицию дорога подчеркивает глубину лесного массива.
Пейзаж выполнен в теплых тонах. Не случайно выбрано время дня — полдень, как образ России, полной дремлющих внутренних сил. Художественный критик Владимир Стасов называл картины Шишкина «пейзажами для богатырей».
С 1870 года Иван Шишкин вошел в Товарищество передвижных художественных выставок. В 1873 году художник получил звание профессора, а в 1894–1895 годах стал руководителем пейзажной мастерской Академии художеств.