Этюд «Сидящий еврей» представляет собой яркий образец психологического портрета — жанра, пользующегося популярностью у русских художников второй половины ХIХ века. Эта работа создана активным членом Товарищества передвижников Василием Дмитриевичем Поленовым. Он известен как автор пленэрного полотна «Московский дворик», написанного в 1878 году и входящего в экспозицию Государственной Третьяковской галереи.
Этюд «Сидящий еврей» был создан в 1896 году как вспомогательный материал для картины «Среди учителей». Ее также можно увидеть в Третьяковской галерее. Это полотно, как и этюд, относят к зрелому периоду творчества Василия Дмитриевича.
Над картиной «Среди учителей» живописец начал работать в 1895 году, когда находился в Риме. По его замыслу она стала первым тематическим произведением из цикла, который он создавал 13 лет, начиная с 1896 года. В серию, посвященную деяниям Христа, на тот момент уже входили такие известные полотна, как «Христос и грешница» (1888), «На Генисаретском озере» (1888), «Мечты» (1894).
Все эти 13 лет, особенно перед началом работы над картиной «Среди учителей», Василий Поленов читал Евангелие, изучал труды по истории религии. Такая тщательная подготовка позволила ему написать пояснительную записку к полотну, в которой можно найти детальную характеристику каждого персонажа.
Автор размышляет, что могли дать ветхозаветные мудрецы двенадцатилетнему Иисусу. В центре сюжета лежит сцена обмена мудростью между отроком, который станет носителем нового религиозного учения, и Гиллелем — представителем староеврейского учения, иудаизма. Действие происходит в одном из храмов Иерусалима.
Василий Поленов хотел довести достоверность картины до возможного максимума, поэтому он пригласил натурщиков из еврейского квартала. Их выраженный национальный типаж сохранился на тот момент в Риме благодаря некоторой изолированности от христианского мира. Особенное внимание Василий Поленов уделил персонажу фарисея, сидящего напротив Христа. В момент, переданный на картине, в сознании юноши под впечатлением слов Иисуса происходит переворот. Он задумался о жизни, человеческой судьбе и вечных духовных ценностях.
Этюд с изображением этого фарисея представлен в экспозиции Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова под названием «Сидящий еврей». Как и вся картина, этюд отличается приглушенной цветовой гаммой, которая придает происходящему достоверности. Колористическая сдержанность с преобладающим черным цветом не отвлекает зрителя, позволяя ему сосредоточиться на важности момента.
Этюд «Сидящий еврей» был создан в 1896 году как вспомогательный материал для картины «Среди учителей». Ее также можно увидеть в Третьяковской галерее. Это полотно, как и этюд, относят к зрелому периоду творчества Василия Дмитриевича.
Над картиной «Среди учителей» живописец начал работать в 1895 году, когда находился в Риме. По его замыслу она стала первым тематическим произведением из цикла, который он создавал 13 лет, начиная с 1896 года. В серию, посвященную деяниям Христа, на тот момент уже входили такие известные полотна, как «Христос и грешница» (1888), «На Генисаретском озере» (1888), «Мечты» (1894).
Все эти 13 лет, особенно перед началом работы над картиной «Среди учителей», Василий Поленов читал Евангелие, изучал труды по истории религии. Такая тщательная подготовка позволила ему написать пояснительную записку к полотну, в которой можно найти детальную характеристику каждого персонажа.
Автор размышляет, что могли дать ветхозаветные мудрецы двенадцатилетнему Иисусу. В центре сюжета лежит сцена обмена мудростью между отроком, который станет носителем нового религиозного учения, и Гиллелем — представителем староеврейского учения, иудаизма. Действие происходит в одном из храмов Иерусалима.
Василий Поленов хотел довести достоверность картины до возможного максимума, поэтому он пригласил натурщиков из еврейского квартала. Их выраженный национальный типаж сохранился на тот момент в Риме благодаря некоторой изолированности от христианского мира. Особенное внимание Василий Поленов уделил персонажу фарисея, сидящего напротив Христа. В момент, переданный на картине, в сознании юноши под впечатлением слов Иисуса происходит переворот. Он задумался о жизни, человеческой судьбе и вечных духовных ценностях.
Этюд с изображением этого фарисея представлен в экспозиции Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова под названием «Сидящий еврей». Как и вся картина, этюд отличается приглушенной цветовой гаммой, которая придает происходящему достоверности. Колористическая сдержанность с преобладающим черным цветом не отвлекает зрителя, позволяя ему сосредоточиться на важности момента.