Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов практически не писал портретов на заказ. Он отдавал предпочтение образам близких ему людей. Одной из поздних работ кисти художника стал портрет Федота Васильевича Сычкова. Этот русский и советский живописец был другом Ивана Силыча еще со времен обучения в Императорской Академии художеств.
У художников была похожая судьба: оба они родились в бедных семьях, Федот Сычков — в Пензенской губернии, а Иван Горюшкин-Сорокопудов — в Тамбовской. Они рано потеряли родителей. В юности талантливые провинциалы поступили в училище при Академии художеств, их учителями были Павел Осипович Ковалевский и Илья Ефимович Репин. У художников был общий круг знакомств, и в итоге они стали друзьями. Ко времени окончания Академии оба получили признание и стали вполне обеспеченными мастерами.
Впоследствии Горюшкин-Сорокопудов и Сычков были практически соседями. Федот Васильевич жил в селе Кочелаево под Саранском, а Иван Силыч — в селе Ивановка близ Пензы. Они вели переписку, приезжали друг к другу в гости. Так сложилось, что в 1930-е годы художники создали портреты друг друга. В 1931-м Федот Васильевич Сычков написал портрет Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова. Эта картина оказалась в собрании Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи. В 1934 году Федота Васильевича изобразил Иван Силыч.
Горюшкин-Сорокопудов проработал контрасты света и тени на белой расшитой рубахе, на листьях яблонь, уделил особое внимание загорелым рукам друга. Ему удался внимательный, даже настороженный взгляд. Мастер создал образ физически крепкого человека, работающего много и увлеченно. Фигура оказалась мастерски вписана в окружающее пространство, органично слита с природой.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов участвовал в
художественной жизни не только Пензы, но и Саранска, куда он часто выезжал.
Русский и советский живописец, выступая на обсуждениях выставок, давал
подробный анализ работ, разбирал их достоинства и недостатки. Он старался
отметить возможности каждого участника экспозиции.