На картине «Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие» Сергей Симаков изобразил основателей Соловецкого монастыря — уединенной северной обители на Соловецком острове в Белом море. Согласно житию, кротость и строгая жизнь Савватия в вологодском Кирилло-Белозерском монастыре прославили его не только среди монахов, но и в миру. Однако излишнее внимание тяготило его. И Савватий сначала переселился в Валаамский монастырь, а потом вместе с монахом Германом основал первое монашеское поселение на Соловецких островах у Секирной горы. В 1436-м, через год после смерти Савватия, Герман, отшельник Зосима и другие монахи заложили Соловецкий монастырь.
Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие
Время создания
1991 год
Размер
150x200 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#1
Симаков С. Б.
Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие (Соловецкие святые)
#2
#3
Соловецкий монастырь
Источник: wikipedia.org
#4
У левого края полотна изображена Богоматерь, рядом с ней стоит преподобный Зосима — он был избран игуменом (настоятелем) Соловецкого монастыря. За его спиной склонились преподобный Савватий и Герман с крестом. У правого края картины написаны сюжеты из житий святых: морские чудеса монахов и заложение первой деревянной кельи на Соловецких островах. Сергей Симаков обратился к традициям русской иконописи и совместил на полотне крупные фигуры святых с миниатюрными сценами из их жизни. Похожий композиционный прием использовался в житийных образах. Например, на иконе второй половины XVI века фигуры Зосимы и Савватия окружают 56 сцен из их жизни.
На этом полотне художник соединяет две изобразительные традиции — иконописную и реалистическую. Реалистично написаны монастырская архитектура, озеро за монастырскими стенами, бескрайняя водная гладь по верхнему краю. При этом вода на переднем плане передана в иконописном стиле: волны на ней прорисованы белой краской по темно-зеленому фону, некоторые из них изображены условными завитками. Так Симаков разграничил «мир дольний», «здешний», и чудесное божественное пространство.
В ранних работах художник часто сопоставлял иконописные изображения святых с реалистическими пейзажами: например, так выполнены «Борис и Глеб», «Град Москва», «Святые Антоний и Феодосий Печерские».
#5
Сергей Симаков, «Борис и Глеб», 1986 год
Источник: ГАУК ЯО «Угличский историко-архитектурный и художественный музей»
#6
Сергей Симаков, «Град Москва», 1987 год
Источник: ГАУК ЯО «Угличский историко-архитектурный и художественный музей»
#7
Сергей Симаков, «Святые Антоний и Феодосий Печерские», 1986 год
Источник: ГАУК ЯО «Угличский историко-архитектурный и художественный музей»
#8
«Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие» стала последней картиной, которую написал художник Симаков: в 1991 он принял монашеский постриг и писал только иконы в соответствии со строгими традициями. Он служил в угличской церкви Архангела Михаила «в бору», а после смерти супруги Елены он стал игуменом храма под именем отец Рафаил.
#9
ГАУК ЯО «Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие
Время создания
1991 год
Размер
150x200 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться