Русского художника Архипа Ивановича Куинджи можно назвать романтиком среди реалистов. Он любил изображать необычные моменты в жизни природы, редкие эффекты освещения. Будучи превосходным колористом, он добивался в своих картинах удивительного сияния красок, как бы свечения их изнутри, что дало повод для возникновения многочисленных легенд об искусстве художника. Как отмечают исследователи, с творчеством Куинджи в русское искусство пришел свет.
В картине «В Крыму», написанной в начале XX века, Куинджи преднамеренно сгущает мрак теней или ночного грозового неба, чтобы придать силу световым эффектам, и часто этим нарушает законы художественной правды. На первом плане горный склон с открытой всем ветрам сосной с обломанными сучьями. Далее отдельно стоящие сосны, а затем сплошная стена соснового бора. И замыкает композицию возвышающийся горный хребет. Иссиня-темный лесной массив, покрывающий горные склоны, почти сливается с темно-фиолетовыми тучами, закрывшими весь небосклон. Тучи наползают, сгущаются — и вдруг секундная вспышка молнии, которая выхватила картину притихшего перед грозой леса и озарила своим ярким, необычным электрическим светом сосны, покрытый опавшей золотистой хвоей склон.
Художник применяет почти эскизную манеру письма. Широкие сочные мазки — кажется, он не пишет, а лепит форму. Картине свойственны обобщенность деталей и ярко выраженная декоративность, характерная для творчества Куинджи. В ней бесполезно искать конкретный, реально существовавший уголок природы со всеми его подробностями. Это не портрет природы, характерный для пейзажистов-передвижников, это обобщенный поэтический образ Крыма. Художник как бы выхватывает из реально существующего пейзажа самую суть и показывает, как он ее видит, как воспринимает.
Крым сыграл значительную роль в жизни Куинджи. Художник был влюблен в его удивительную природу. Он изучал яркое крымское солнце, переменчивое море, горные пейзажи. В 1886 году купил большой участок под Кикинеизом, мечтая построить там дом-мастерскую для молодых художников, его учеников, среди которых были талантливые, впоследствии известные пейзажисты. Когда его ученики задумали создать Общество имени Куинджи, художник передал в его собственность все имеющиеся у него картины и денежные средства, а также принадлежащие ему земли в Крыму.
В картине «В Крыму», написанной в начале XX века, Куинджи преднамеренно сгущает мрак теней или ночного грозового неба, чтобы придать силу световым эффектам, и часто этим нарушает законы художественной правды. На первом плане горный склон с открытой всем ветрам сосной с обломанными сучьями. Далее отдельно стоящие сосны, а затем сплошная стена соснового бора. И замыкает композицию возвышающийся горный хребет. Иссиня-темный лесной массив, покрывающий горные склоны, почти сливается с темно-фиолетовыми тучами, закрывшими весь небосклон. Тучи наползают, сгущаются — и вдруг секундная вспышка молнии, которая выхватила картину притихшего перед грозой леса и озарила своим ярким, необычным электрическим светом сосны, покрытый опавшей золотистой хвоей склон.
Художник применяет почти эскизную манеру письма. Широкие сочные мазки — кажется, он не пишет, а лепит форму. Картине свойственны обобщенность деталей и ярко выраженная декоративность, характерная для творчества Куинджи. В ней бесполезно искать конкретный, реально существовавший уголок природы со всеми его подробностями. Это не портрет природы, характерный для пейзажистов-передвижников, это обобщенный поэтический образ Крыма. Художник как бы выхватывает из реально существующего пейзажа самую суть и показывает, как он ее видит, как воспринимает.
Крым сыграл значительную роль в жизни Куинджи. Художник был влюблен в его удивительную природу. Он изучал яркое крымское солнце, переменчивое море, горные пейзажи. В 1886 году купил большой участок под Кикинеизом, мечтая построить там дом-мастерскую для молодых художников, его учеников, среди которых были талантливые, впоследствии известные пейзажисты. Когда его ученики задумали создать Общество имени Куинджи, художник передал в его собственность все имеющиеся у него картины и денежные средства, а также принадлежащие ему земли в Крыму.