Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XIX века в Радищевском музее»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Буря. Дождь

Время создания
1899 год
Размер
155x213 см
Техника
холст, масло
9
Открыть в приложении
#3
Левитан И.И.
Буря. Дождь
#2
Пейзажная живопись, по удачному выражению критика Владимира Васильевича Стасова, — «одна из лучших слав русского искусства, давно признаваемая уже и в остальной Европе». Вместе с картинами Саврасова, Шишкина, Васильева в русское искусство вошел национальный русский пейзаж. Последователем этих традиций был и Исаак Ильич Левитан. Его пейзажи часто называют пейзажами настроения.

Произведения Левитана — это не только образы природы, но и выражение душевного состояния человека. Картина «Буря. Дождь», написанная в 1899 году, является одной из последних крупных работ этого выдающегося русского пейзажиста. Холодное осеннее небо. Надвигается буря. Серые растрепанные облака. Тяжелая свинцово-черная грозовая туча, напитанная холодной влагой, расстилается по небу, она уже закрыла половину его плотной хмарью. Косые струи дождя, напоминающие развевающиеся на ветру полотнища, как занавеси, закрывают просторы. Кажется, ветер готов с корнем вырвать, разметать потемневшую от ненастья траву и желтеющие свежие опилки. Под неистовыми порывами ветра гнутся почти до земли тонкие березки. Их силуэтам вторит на дальнем плане склонившийся от ветра березовый лес. Разгулявшейся мощи стихии противостоят только мертвые пни деревьев и аккуратные поленницы дров. Поливаемые холодным дождем, они кажутся такими же унылыми и сиротливыми, как и уцелевшие деревья.

«Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие», — писал Константин Паустовский. Художник усиливает свое повествование живописными и композиционными средствами. В картине господствует тяжелый, холодный рыже-серый тон. И даже теплые цвета в ней звучат приглушенно.

Хаотично разбросанными, широкими мазками художник пишет траву и опилки, и этим создается впечатление, что все разметал, раскидал налетевший ветер. Березняк на горизонте и небо напротив написаны легкими мазками — от темных, почти черных тонов до светло-серых. Изображение в картине приобретает панорамный характер, оно вытянуто в длину, и сгибающиеся деревья как бы направляют наш взгляд не в глубину, а вдоль изображения.

Картина была впервые показана на XXVII передвижной выставке в 1899 году. Она сразу привлекла внимание публики необычностью своего сюжета и экспрессией трактовки. «Гроза Левитана — чарующее произведение», — отмечал Сергей Дягилев в журнале «Мир искусства», считая полотно одним из самых значительных на этой выставке. А рецензент из «Сына отечества», некий господин Х., писал: «Природа у Левитана не равнодушная природа, сияющая вечной красотой. В ней чувствуется какая-то скрытая сила. Стремящаяся вырваться наружу, и это предчувствие будущей грозы, угадывание скрытой тайны придает природе Левитана характер какой-то нервности, сообщающейся и зрителям». 
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Буря. Дождь

Время создания
1899 год
Размер
155x213 см
Техника
холст, масло
9
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Левитан И.И. Коллекция работ

Вечерние тени
Вечерние тени
Таганрогский художественный музей
Берег Моря
Берег Моря
Краснодарский музей имени Ф.А. Коваленко
В парке
В парке
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Цветущие яблони
Цветущие яблони
Еврейский музей и Центр толерантности
Березы. Опушка леса
Березы. Опушка леса
Ставропольский музей изобразительных искусств
Портрет Николая Панафидина
Портрет Николая Панафидина
Тверская областная картинная галерея
Этюд
Этюд
Челябинский музей изобразительных искусств
Туман над водой
Туман над водой
Вятский художественный музей
Озеро
Озеро
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Осень. Усадьба
Осень. Усадьба
Музей имени М.А. Врубеля
Деревня
Деревня
Национальный музей Республики Бурятии
Озеро. Весна
Озеро. Весна
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Юрьевец. Пасмурный день на Волге
Юрьевец. Пасмурный день на Волге
Серпуховский историко-художественный музей
Осенний пейзаж
Осенний пейзаж
Музей-квартира Голованова Н.С.
Лунный пейзаж
Лунный пейзаж
Художественная культура Русского Севера
Пороги. Этюд
Пороги. Этюд
Музей В.А. Тропинина
Озеро
Озеро
Ростовский музей изобразительных искусств
Полотно железной дороги
Полотно железной дороги
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Лесная речка
Лесная речка
Дальневосточный художественный музей
Саввинская слобода
Саввинская слобода
Воронежский музей им. И.Н. Крамского
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%