Архип Куинджи написал «Закат в лесу» в последнее десятилетие XIX века. Он создал этюд маслом на картоне. Это одна из многочисленных работ мастера, которая не была закончена. Художник изобразил березовую рощу и ручей на закате. Красное солнце освещает воду и деревья, окрашивая их в яркие оранжево-желтые тона. Несмотря на этюдность письма, художник удивительно точно показал отражения закатных лучей от белых стволов берез. Мягкий и очень реалистичный свет, словно пробивающийся сквозь дымку — своего рода фирменный знак Куинджи.
Современники почитали Архипа Куинджи как непревзойденного мастера световых эффектов. Он умел передать поведение света в атмосфере настолько хорошо, что люди, приходившие к нему на выставки, иногда искали за картинами дополнительные лампы.
Известный американский искусствовед Джон Боулт называл Архипа Куинджи «русским люминистом». Он хвалил его работу «Красный закат на Днепре» и выделял особенности творческого метода, которые роднили Куинджи с художниками школы реки Гудзон: яркий преломляющийся свет, сильные горизонтали и панорамность.
Творческие поиски Архипа Куинджи серьезно пересекались с научными исследованиями. Он дружил с химиком Дмитрием Менделеевым и с физиком Фёдором Петрушевским. Вместе с учеными мастер старался улучшить состав красок и найти способ усилить иллюзию освещения. В компании Дмитрия Менделеева художник не раз проводил химические опыты. Многие источники упоминают, что художник даже подмешивал в краски битум.
Особенно сильно Архип Куинджи интересовался оптическими эффектами. Исследования его друга-физика Петрушевского лежали в области цветового изображения света. Художник и ученый с большим любопытством проверяли, как меняется восприятие одного и того же цвета в зависимости от соседних с ним оттенков. Художник хорошо знал, что некоторые цвета, написанные рядом — к примеру, красный и зеленый — сильно увеличивали интенсивность друг друга. А мелкие темные мазки в высветленных местах картины могли создавать иллюзию световой вибрации. Исследователи рассказывали, что в беседах с учениками Архип Куинджи иногда пускался в подробный научный анализ, приводил данные из физики, проверял световые эффекты и делал справки с законами отражения.
Илья Репин называл Куинджи художником беспримерной самобытности и ставил его имя в один ряд с гениями. Работы мастера хранятся во многих музеях мира как величайшая ценность.