В коллекции Острогожского музея хранится картина кисти Архипа Ивановича Куинджи «Луг после дождя». Этот пейзаж, написанный художником с натуры, с первых секунд погружает в полусказочный и таинственный мир ночи.
Архип Иванович Куинджи (1841–1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника греческого происхождения. Несмотря на то, что с малолетства будущий художник был вынужден работать у богатых горожан, его интерес к рисованию оказался сильнее материальных невзгод, и уже юношей он отправился проситься в ученики к знаменитому маринисту Айвазовскому. Однако Айвазовский отказал юному художнику в наставничестве и посоветовал ему отправиться на обучение в Одессу или в Петербург. Однако поступить в качестве вольного слушателя в Академию художеств Куинджи смог только с третьей попытки.
Впервые художник заявил о себе в 1868 году на академической выставке с картиной «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма». Уже через четыре года выпускник Академии художеств Архип Иванович прогремел на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок с картиной «Осенняя распутица». С тех пор его работы экспонировались в Англии, Австрии. Картину «На острове Валаам» купил сам Третьяков, а «Снег» удостоили бронзовой медали на международной выставке в Лондоне.
Картины Архипа Ивановича никого не оставляли равнодушным. Каждое полотно было откровением: свет в «Днепре утром» сиял ярко и остро, просто лился с холста, «Вечер на Украине» покорял поэтикой земного, мерцающей безмятежностью. Творчеством художника восторгались Тургенев и Достоевский. Последний называл его полотна «застывшей молитвой». Как большинство его современников, обращался Куинджи и к библейским сюжетам. И все же ведущей темой живописца были пейзажи.
Главной картиной мастера называют «Ночь на Днепре». «Это не картина, а сама природа, перенесенная на полотно», — писал о ней критик Алексей Суворин. Пейзажист А.И. Куинджи искал свет, как иные ищут Бога. И с этой дороги его не свернули ни насмешки судьбы, ни едкая критика, ни шальные деньги. Пройдя путь от сына бедного сапожника до художника-миллионера, он так и остался самим собой — человеком, облаченным в старый черный сюртук, путешествующим третьим классом, не разменивающимся на сиюминутное, безнадежным индивидуалистом. А когда слава стала мешать его исканиям, он отказался и от ее бремени — перестал выставляться и заперся в мастерской.
Архип Иванович Куинджи (1841–1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника греческого происхождения. Несмотря на то, что с малолетства будущий художник был вынужден работать у богатых горожан, его интерес к рисованию оказался сильнее материальных невзгод, и уже юношей он отправился проситься в ученики к знаменитому маринисту Айвазовскому. Однако Айвазовский отказал юному художнику в наставничестве и посоветовал ему отправиться на обучение в Одессу или в Петербург. Однако поступить в качестве вольного слушателя в Академию художеств Куинджи смог только с третьей попытки.
Впервые художник заявил о себе в 1868 году на академической выставке с картиной «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма». Уже через четыре года выпускник Академии художеств Архип Иванович прогремел на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок с картиной «Осенняя распутица». С тех пор его работы экспонировались в Англии, Австрии. Картину «На острове Валаам» купил сам Третьяков, а «Снег» удостоили бронзовой медали на международной выставке в Лондоне.
Картины Архипа Ивановича никого не оставляли равнодушным. Каждое полотно было откровением: свет в «Днепре утром» сиял ярко и остро, просто лился с холста, «Вечер на Украине» покорял поэтикой земного, мерцающей безмятежностью. Творчеством художника восторгались Тургенев и Достоевский. Последний называл его полотна «застывшей молитвой». Как большинство его современников, обращался Куинджи и к библейским сюжетам. И все же ведущей темой живописца были пейзажи.
Главной картиной мастера называют «Ночь на Днепре». «Это не картина, а сама природа, перенесенная на полотно», — писал о ней критик Алексей Суворин. Пейзажист А.И. Куинджи искал свет, как иные ищут Бога. И с этой дороги его не свернули ни насмешки судьбы, ни едкая критика, ни шальные деньги. Пройдя путь от сына бедного сапожника до художника-миллионера, он так и остался самим собой — человеком, облаченным в старый черный сюртук, путешествующим третьим классом, не разменивающимся на сиюминутное, безнадежным индивидуалистом. А когда слава стала мешать его исканиям, он отказался и от ее бремени — перестал выставляться и заперся в мастерской.