Архип Куинджи написал эскиз к картине «Закат в степи» в 1900-м году. Прежде чем создать большое полотно, мастер выполнил множество подготовительных работ. В эскизах он старался передать изменчивое освещение при заходе солнца и смело экспериментировал с разными живописными решениями. Этот вариант — один из эскизов.
Всего несколькими мазками краски мастер передал всполохи света, которые прорываются сквозь массивные облака. Он сумел отобразить закатное солнце с удивительной реалистичностью. Художник сместил линию горизонта вниз, чтобы акцентировать внимание на небе. При этом он тонко прописал мельницу вдалеке, освещенную багрянцем.
Художник жил в одну эпоху с известными передвижниками Иваном Шишкиным, Василием Поленовым и другими признанными мастерами пейзажа. В начале своего пути Архип Куинджи участвовал в передвижных выставках. Этот период оказал большое влияние на становление мастера — он положил начало его реалистическому восприятию действительности. Но зрелые работы Архипа Куинджи стоят особняком от творчества других пейзажистов.
Дело в том, что художник как никто другой научился передавать именно световые эффекты в природе: холодное мерцание Луны, легкую дымку рассветных далей, закатное небо. В его масштабной картине «Закат в степи» прописаны настолько тончайшие переходы цвета, что кажется, будто солнечный свет в ней всё еще движется и вот-вот угаснет совсем.
Архип Куинджи жил с 1842 по 1910 годы. Он родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. В метрике он значился под фамилией Еменджи — «трудовой человек». Он рано осиротел и его взяли на воспитание родственники по отцовской линии. Мальчик плохо учился в школе, зато уже тогда увлекался живописью и рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Повзрослев, он лишь с третьей попытки поступил в Академию художеств вольнослушателем — его долго не хотели принимать из-за отсутствия подготовки. Но все эти сложности с лихвой окупились его стремительным взлетом буквально к концу 1870-х годов.
Художник создал особый тип пейзажа, основанного на реалистическом восприятии мира, но преображенного творческой фантазией. Еще при жизни его называли гением.
Художник создал особый тип пейзажа, основанного на реалистическом восприятии мира, но преображенного творческой фантазией. Еще при жизни его называли гением.