В фондах Ставропольского музея изобразительных искусств хранятся два камерных пейзажа русского художника Архипа Куинджи: на одном изображен зимний лес, на другом — вечерняя степь. До этого оба этюда находились в Русском музее в Петербурге, куда их передало Общество художников имени А. И. Куинджи. Общество, созданное в 1909 году самим Куинджи, объединяло художников Петербурга, в основном пейзажистов, и помогало им. В 1930 году Общество имени А. И. Куинджи объединилось с другими в «Цех художников», а произведения коллекции поступили в разные государственные хранилища и музеи.
«Сумерки в степи» — небольшой этюд, точную дату создания которого установить не удалось. На картине изображена бескрайняя степь с поспевающей пшеницей. На переднем плане Куинджи написал репейник и крупные полевые цветы, которые отражают уходящий солнечный свет. На горизонте виднеется небольшой курган. На предвечернем небе выделяются розоватые от заходящего солнца облака.
Метод, который Куинджи использовал в своем творчестве и в этом этюде в частности, назывался оптическим декоративизмом. Художник стремился передать освещение, контрасты света и тени с предельной иллюзорностью — кажущейся объемностью, осязаемостью предметов на холсте. В его работах краска не несла цвет, а создавала впечатление, будь то лунная ночь на Днепре или розовые лучи заката, как в ставропольских «Сумерках в степи».
Илья Репин назвал Архипа Куинджи художником света — это краткая, но исчерпывающая характеристика его творчества. Куинджи родился в Мариупольском уезде в семье сапожника. Он рано потерял родителей и не получил системного художественного образования. Два месяца Куинджи провел в мастерской мариниста Ивана Айвазовского, долго работал ретушером в фотоателье. В 1865 году он решил поступить в Академию художеств, но стать вольнослушателем смог только в 1870-м. С 1874 года Куинджи присоединился к передвижникам как экспонент, а с 1875-го стал полноправным членом товарищества.
Вместе с Левитаном, Поленовым, Шишкиным Куинджи представлял русскую школу пейзажа. Сложный путь становления позволил художнику найти собственный почерк, который он смог противопоставить лиризму передвижников, появившемуся в конце XIX века. В 1880 году на моновыставке картины «Лунная ночь на Днепре» Куинджи в затемненном зале осветил полотно лучом света от электрической лампы — лунный свет получился необычайно реалистичным.
«Сумерки в степи» — небольшой этюд, точную дату создания которого установить не удалось. На картине изображена бескрайняя степь с поспевающей пшеницей. На переднем плане Куинджи написал репейник и крупные полевые цветы, которые отражают уходящий солнечный свет. На горизонте виднеется небольшой курган. На предвечернем небе выделяются розоватые от заходящего солнца облака.
Метод, который Куинджи использовал в своем творчестве и в этом этюде в частности, назывался оптическим декоративизмом. Художник стремился передать освещение, контрасты света и тени с предельной иллюзорностью — кажущейся объемностью, осязаемостью предметов на холсте. В его работах краска не несла цвет, а создавала впечатление, будь то лунная ночь на Днепре или розовые лучи заката, как в ставропольских «Сумерках в степи».
Илья Репин назвал Архипа Куинджи художником света — это краткая, но исчерпывающая характеристика его творчества. Куинджи родился в Мариупольском уезде в семье сапожника. Он рано потерял родителей и не получил системного художественного образования. Два месяца Куинджи провел в мастерской мариниста Ивана Айвазовского, долго работал ретушером в фотоателье. В 1865 году он решил поступить в Академию художеств, но стать вольнослушателем смог только в 1870-м. С 1874 года Куинджи присоединился к передвижникам как экспонент, а с 1875-го стал полноправным членом товарищества.
Вместе с Левитаном, Поленовым, Шишкиным Куинджи представлял русскую школу пейзажа. Сложный путь становления позволил художнику найти собственный почерк, который он смог противопоставить лиризму передвижников, появившемуся в конце XIX века. В 1880 году на моновыставке картины «Лунная ночь на Днепре» Куинджи в затемненном зале осветил полотно лучом света от электрической лампы — лунный свет получился необычайно реалистичным.