Архип Иванович Куинджи родился в Мариуполе в семье сапожника. Фамилия Куинджи, что по-татарски означает «золотых дел мастер», была дана Архипу Ивановичу по прозвищу деда. Рано осиротев, мальчик жил у родственников, но на хлеб себе зарабатывал сам: прислуживал у торговца, заменял подрядчика на постройке церкви, работал ретушером у фотографа. В Академии художеств Куинджи познакомился с Ильей Репиным, Иваном Крамским и другими передвижниками. В 1875 году Архипа Ивановича приняли в Товарищество передвижных выставок, но молодому живописцу были тесно в рамках общества, принципы Товарищества ограничивали его. Спустя четыре года он начал самостоятельный творческий путь.
Куинджи стал популярен благодаря фосфоресцирующему эффекту в пейзажах. Слухи о тайне художественного метода художника, о секрете лучезарности его красок — от лампочки за холстом до особых химических добавок — ходили уже при его жизни. Этот эффект Куинджи применил и в полотне «Христос в Гефсиманском саду» — это одна из немногих в его творчестве тематических картин и единственное обращение к евангельской истории. Картина хранится в Воронцовском дворце-музее в Алупке, а работа из коллекции галереи является эскизом к ней.
«И снова, во второй раз, Он пошел
и помолился такими словами: Отче Мой, если не может чаша эта миновать
Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И придя снова,
нашел их спящими: ибо их глаза отяжелели. И оставив их,
Он снова отошел и помолился в третий раз и снова сказал
то же слово. Тогда приходит к ученикам и говорит им:
что же, вы спите и почиваете? Вот, близок час, и Сын
Человеческий предается в руки грешников. Вставайте, идем: вот, уже близко
предающий Меня«, — в Библии говорится о том, как Иисус после Тайной
вечери пришел в Гефсиманский сад, взяв только трех своих учеников.
Он ушел в глубину сада для молитв и укрепления духа перед
мученической смертью. В картине Куинджи драматизм ситуации доведен
до предела, а лунный свет придает композиции символический смысл,
обозначая границы добра и зла. Фигура освещенного лунным сиянием Христа
резко контрастирует с непроглядной тьмой сада, за деревьями которого
притаились стражники, готовые схватить Иисуса.