В 1870 году Архип Иванович Куинджи с третьего раза поступил в Академию художеств в качестве вольнослушателя. В этом же году он получил звание неклассного художника, а в 1872 году стал классным художником третьей степени за виды острова Валаам и Ладожского озера.
С 1875 года был членом Товарищества передвижных художественных выставок, в 1878-м получил звание классного художника первой степени за пейзажные композиции. В этом же году работа «Украинская ночь» экспонировалась на выставке Товарищества и на Всемирной выставке в Париже. В 1880 году в Петербурге выставлялась картина «Лунная ночь на Днепре», которая имела большой успех. В 1882 году Архип Куинджи прекратил выставочную деятельность.
В 1892 году художник стал профессором живописи, также он являлся действительным членом петербургской Академии художеств. В 1894–1897 годах был профессором-руководителем мастерской пейзажной живописи Высшего художественного училища при Академии художеств. Среди учеников Архипа Ивановича — художник и сценограф Николай Константинович Рерих, живописец-пейзажист Аркадий Александрович Рылов, художник и график Виктор Александрович Зарубин и многие другие.
Преподавательской деятельностью Архип Куинджи занимался до конца жизни. В 1898 году на собственные средства организовал поездку за границу для молодых художников. В 1910 году было создано Общество художников имени Архипа Куинджи, куда живописец завещал все свое состояние.
Архип Иванович Куинджи в своем творчестве много экспериментировал, использовал в работе новейшие открытия из областей физики и химии. Он знал оптические законы и увлекался точными науками. Это помогало мастеру находить удачные эффекты освещения. Архип Иванович разработал сложную гамму цвета, активно использовал подмалевок, то есть наносил на полотно композицию будущей работы, раскладывал основные цветовые пятна, примерно прорабатывал объем и формы основными тонами краски. Художник пробовал новые составляющие для красок, искал варианты композиции и панорамы.
На обратной стороне холста «Днепр», который представлен в коллекции
Псковского музея-заповедника, имеются подписи семи членов комиссии
по наследию Архипа Куинджи. Полотно выполнено в сдержанном колорите
с преобладанием серо-голубых оттенков. Пространство сконцентрировано,
масштаб усилен.