Архип Иванович Куинджи родился в Мариуполе, рано потерял родителей и был отдан на воспитание родственникам. Поначалу учился дома, а затем стал посещать городское училище. По воспоминаниям товарищей, учился плохо, однако очень увлекался живописью: рисовал на любом материале — на клочках бумаги, на стенах.
В 1855 году Архип Иванович поехал в Феодосию учиться в Общей художественной мастерской Айвазовского. Однако мастер предложил Куинджи только толочь краски, и спустя два месяца ученик вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушером у местного фотографа.
В 1865 году Куинджи уехал в Санкт-Петербург, а спустя пять лет стал вольнослушателем в Академии художеств. В это время он познакомился с художниками-передвижниками, в числе которых были Крамской и Репин.
Под влиянием передвижников в 1870-е годы творчество Куинджи приобретает социально-реалистическую направленность. Но вскоре художник отходит от идей передвижничества, и в его пейзажах появляются романтические нотки.
Художник много экспериментирует с красками и композицией. Он вырабатывает особую декоративную систему: уплощает изображаемые предметы для создания иллюзии глубины пространства. Кроме того, художник разрабатывает свою тональную систему, которая построена на принципе дополнительных цветов: цвета усиливают друг друга.
Художник, хотя и не применяет классические приемы импрессионистов, много внимания уделяет передаче различных состояний световоздушной среды, используя для этого тонкие комбинации цветов и прерывистые легкие мазки.
Творчество «волшебника света» Архипа Ивановича Куинджи тесно связано с Крымом. Пейзажист неоднократно бывал в Крыму, а в 1880-х годах и сам стал собственником земли на солнечном побережье. В работах крымского цикла мастер продолжил исследования цвета, света и световоздушной среды в целом. Живописным крымским берегам Архип Иванович Куинджи посвятил немало этюдов, мастерски передавая переменчивость капризных морских волн, притягательность величавых горных склонов, солнечный свет.
В картине «Берег моря» художник изобразил четыре стихии природы: земля — побережье, воздух — небо, вода — море, и огонь — солнце, светом которого залит весь пейзаж. Центральное место полотна занимает спокойное чистое прозрачное море. Море и небо почти сливаются на горизонте. На переднем плане художник изобразил часть скалы, переходящую в высокий обрыв. Зритель словно стоит на краю утеса, созерцая необъятность пространства.
В 1909 году по инициативе учеников Куинджи и при его содействии было создано Общество имени Архипа Ивановича Куинджи, которое помогало начинающим художникам. В 1914 году на общем собрании членов Общества было утверждено постановление о принесении в дар двадцати двум провинциальным музеям произведений Архипа Ивановича Куинджи. В списке значился и Вятский художественный музей. В Вятку были переданы работы мастера «Берег моря», «Зима. Пятна света на крышах хат» и «Горы. Утро. Крым».
В 1855 году Архип Иванович поехал в Феодосию учиться в Общей художественной мастерской Айвазовского. Однако мастер предложил Куинджи только толочь краски, и спустя два месяца ученик вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушером у местного фотографа.
В 1865 году Куинджи уехал в Санкт-Петербург, а спустя пять лет стал вольнослушателем в Академии художеств. В это время он познакомился с художниками-передвижниками, в числе которых были Крамской и Репин.
Под влиянием передвижников в 1870-е годы творчество Куинджи приобретает социально-реалистическую направленность. Но вскоре художник отходит от идей передвижничества, и в его пейзажах появляются романтические нотки.
Художник много экспериментирует с красками и композицией. Он вырабатывает особую декоративную систему: уплощает изображаемые предметы для создания иллюзии глубины пространства. Кроме того, художник разрабатывает свою тональную систему, которая построена на принципе дополнительных цветов: цвета усиливают друг друга.
Художник, хотя и не применяет классические приемы импрессионистов, много внимания уделяет передаче различных состояний световоздушной среды, используя для этого тонкие комбинации цветов и прерывистые легкие мазки.
Творчество «волшебника света» Архипа Ивановича Куинджи тесно связано с Крымом. Пейзажист неоднократно бывал в Крыму, а в 1880-х годах и сам стал собственником земли на солнечном побережье. В работах крымского цикла мастер продолжил исследования цвета, света и световоздушной среды в целом. Живописным крымским берегам Архип Иванович Куинджи посвятил немало этюдов, мастерски передавая переменчивость капризных морских волн, притягательность величавых горных склонов, солнечный свет.
В картине «Берег моря» художник изобразил четыре стихии природы: земля — побережье, воздух — небо, вода — море, и огонь — солнце, светом которого залит весь пейзаж. Центральное место полотна занимает спокойное чистое прозрачное море. Море и небо почти сливаются на горизонте. На переднем плане художник изобразил часть скалы, переходящую в высокий обрыв. Зритель словно стоит на краю утеса, созерцая необъятность пространства.
В 1909 году по инициативе учеников Куинджи и при его содействии было создано Общество имени Архипа Ивановича Куинджи, которое помогало начинающим художникам. В 1914 году на общем собрании членов Общества было утверждено постановление о принесении в дар двадцати двум провинциальным музеям произведений Архипа Ивановича Куинджи. В списке значился и Вятский художественный музей. В Вятку были переданы работы мастера «Берег моря», «Зима. Пятна света на крышах хат» и «Горы. Утро. Крым».