Архип Куинджи сменил за жизнь несколько занятий. Он начинал как ретушер в фотомастерских, потом пришел к живописи, примкнул к передвижникам и позже нашел свой метод, не похожий ни на отечественных, ни на зарубежных мастеров. Художник прославился пейзажами, современники гадали, как он писал воздух и свет. В конце жизни автор «Лунной ночи на Днепре» перестал показывать свои работы и стал жить уединенно.
Персона
Куинджи Архип Иванович
Годы жизни: 1841—1910
#2
#3
Долгий путь в Академию художеств
#4
Архип Куинджи родился в местечке Карасу около Мариуполя. Точную дату рождения ученые не выяснили, в разных источниках приводится период с 1841 по 1843 год. Его отец был небогатым сапожником и происходил из греков.
Родители Куинджи умерли, когда тот был маленьким. Его взяли на воспитание родственники отца, дядя и тетя. Благодаря им Архип Куинджи выучил греческую грамоту с преподавателем-греком. После домашних уроков будущий художник попал в городское училище. Он был нерадивым учеником, но, по воспоминаниям товарищей, уже рисовал.
Родственники Куинджи, как и его родители, были небогаты. Из-за этого будущий художник работал с ранних лет: ухаживал за гусями, помогал на стройке церкви, нанимался в хлебную лавку. Его начальник, торговец хлебом, заметил интерес работника к живописи и рассказал ему о художнике Иване Айвазовском. Тот жил в Крыму. Архип Куинджи решил поступить к нему в ученики — и пешком добрался в Феодосию. Живописец был в отъезде, и Куинджи стал помогать в усадьбе: толок краски, обновлял забор. Когда Айвазовский вернулся, оказалось, что у него нет времени вести занятия. Мастер посоветовал искать наставников в Одессе или Петербурге.
После двух месяцев в Феодосии Куинджи вернулся в Мариуполь. Там он устроился к местному фотографу, начал осваивать профессию ретушера. Вскоре будущий художник сменил место жительства — отправился в Одессу, потом в Таганрог. Везде он нанимался в фотостудии и даже хотел открыть собственную.
В 1865 году Архип Куинджи добрался до Санкт-Петербурга: он решил попасть в Академию художеств. Первые попытки были неудачными. В 1868-м за картину«Татарская сакля в Крыму» Куинджи получил звание свободного художника. А в 1870-м его приняли в Академию как вольного слушателя.
Родители Куинджи умерли, когда тот был маленьким. Его взяли на воспитание родственники отца, дядя и тетя. Благодаря им Архип Куинджи выучил греческую грамоту с преподавателем-греком. После домашних уроков будущий художник попал в городское училище. Он был нерадивым учеником, но, по воспоминаниям товарищей, уже рисовал.
Родственники Куинджи, как и его родители, были небогаты. Из-за этого будущий художник работал с ранних лет: ухаживал за гусями, помогал на стройке церкви, нанимался в хлебную лавку. Его начальник, торговец хлебом, заметил интерес работника к живописи и рассказал ему о художнике Иване Айвазовском. Тот жил в Крыму. Архип Куинджи решил поступить к нему в ученики — и пешком добрался в Феодосию. Живописец был в отъезде, и Куинджи стал помогать в усадьбе: толок краски, обновлял забор. Когда Айвазовский вернулся, оказалось, что у него нет времени вести занятия. Мастер посоветовал искать наставников в Одессе или Петербурге.
После двух месяцев в Феодосии Куинджи вернулся в Мариуполь. Там он устроился к местному фотографу, начал осваивать профессию ретушера. Вскоре будущий художник сменил место жительства — отправился в Одессу, потом в Таганрог. Везде он нанимался в фотостудии и даже хотел открыть собственную.
В 1865 году Архип Куинджи добрался до Санкт-Петербурга: он решил попасть в Академию художеств. Первые попытки были неудачными. В 1868-м за картину«Татарская сакля в Крыму» Куинджи получил звание свободного художника. А в 1870-м его приняли в Академию как вольного слушателя.
#5
Дружба и разрыв с передвижниками
#6
Во время учебы Архип Куинджи сблизился с будущими передвижниками, Ильей Репиным и Иваном Крамским. Взгляды новых друзей повлияли на его творчество. Куинджи стал писать картины с мрачным колоритом и посвящал их общественным проблемам своего времени. В это время он создал«Забытую деревню», «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Осеннюю распутицу». За последнее произведение Академия художеств присудила Куинджи статус классного художника. Он участвовал в выставках передвижников, картины обсуждали в прессе. Из-за признания Куинджи решил оставить Академию художеств.
В среде передвижников Куинджи пробыл недолго. Его интересовал пейзаж: каждое лето художник ездил на Валаам и писал там северную природу. В 1873 году он создал полотна«На острове Валааме» и «Ладожское озеро», которые впечатлили и публику, и коллег-художников. В них Куинджи начал использовать романтические элементы — например, контрастную светотень. Произведение «На острове Валааме» принесло успех: его показали на академической выставке, потом отвезли в Вену. Картину приобрел Павел Третьяков.
В том же году еще одну картину, «Снег», представили в Обществе поощрения художников. Вскоре Куинджи получил за нее бронзовую медаль на Международной выставке в Лондоне.
С 1875 года Архип Куинджи стал участником Товарищества передвижных художественных выставок, однако от идей социальной живописи он отстранялся. В его творчестве начался так называемый романтический период: художник сосредоточился на красоте мира, а не на его проблемных сторонах.
В 1878 году работы Куинджи высоко оценили на Всемирной выставке в Париже. Французский критик Эмиль Дюранти написал, что он «бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами».
Художник все больше расходился во взглядах с передвижниками. Его картины были ближе по духу к импрессионистским: среди прочего, Куинджи искал разные способы писать воздух и свет. В 1879 году живописец официально вышел из состава Товарищества.
В среде передвижников Куинджи пробыл недолго. Его интересовал пейзаж: каждое лето художник ездил на Валаам и писал там северную природу. В 1873 году он создал полотна«На острове Валааме» и «Ладожское озеро», которые впечатлили и публику, и коллег-художников. В них Куинджи начал использовать романтические элементы — например, контрастную светотень. Произведение «На острове Валааме» принесло успех: его показали на академической выставке, потом отвезли в Вену. Картину приобрел Павел Третьяков.
В том же году еще одну картину, «Снег», представили в Обществе поощрения художников. Вскоре Куинджи получил за нее бронзовую медаль на Международной выставке в Лондоне.
С 1875 года Архип Куинджи стал участником Товарищества передвижных художественных выставок, однако от идей социальной живописи он отстранялся. В его творчестве начался так называемый романтический период: художник сосредоточился на красоте мира, а не на его проблемных сторонах.
В 1878 году работы Куинджи высоко оценили на Всемирной выставке в Париже. Французский критик Эмиль Дюранти написал, что он «бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами».
Художник все больше расходился во взглядах с передвижниками. Его картины были ближе по духу к импрессионистским: среди прочего, Куинджи искал разные способы писать воздух и свет. В 1879 году живописец официально вышел из состава Товарищества.
#7
Успех «Лунной ночи» и прекращение выставок
#8
После разрыва с передвижниками Куинджи организовал выставку своей новой картины. В 1880 году он показал в мастерской «Лунную ночь на Днепре». В помещении закрыли все окна, а полотно осветили электрическим лучом. Благодаря мастерству художника лунный свет выглядел как настоящий. Произведение взбудоражило публику: люди стояли в очереди, чтобы посмотреть на «Лунную ночь», искали источник освещения за холстом. Многие хотели приобрести полотно. Архип Куинджи продал его великому князю Константину Константиновичу.
В 1881–1882 годах художник выставил еще две картины — «Березовая роща» и «Днепр утром». После экспозиции в июле 1882 года Архип Куинджи перестал демонстрировать работы публике. Молчание продлилось 20 лет. За это время Куинджи написал 500 эскизов и картин и 300 графических работ.
В 1890-е художник начал преподавать. Он возглавил класс пейзажа в Высшем художественном училище Академии художеств. Летом Куинджи возил учеников в свое крымское имение и писал вместе с ними пейзажи с натуры.
В 1901 году Куинджи снова стал экспонировать работы. Сначала он продемонстрировал узкому кругу учеников и знакомых «Вечер на Украине», «Христа в Гефсиманском саду» и новую версию«Березовой рощи». В ноябре 1901-го состоялась его последняя прижизненная выставка.
В последние годы Куинджи занимался благотворительностью. В 1904 году он передал в Академию художеств 100 тысяч рублей на премии студентам. В 1908 году художник учредил общество своего имени и завещал ему все заработанные деньги и крымское имение.
Архип Куинджи умер 24 июля 1910 года. Его похоронили на петербургском Смоленском православном кладбище. В 1952 году прах перенесли в Александро-Невскую лавру.
В 1881–1882 годах художник выставил еще две картины — «Березовая роща» и «Днепр утром». После экспозиции в июле 1882 года Архип Куинджи перестал демонстрировать работы публике. Молчание продлилось 20 лет. За это время Куинджи написал 500 эскизов и картин и 300 графических работ.
В 1890-е художник начал преподавать. Он возглавил класс пейзажа в Высшем художественном училище Академии художеств. Летом Куинджи возил учеников в свое крымское имение и писал вместе с ними пейзажи с натуры.
В 1901 году Куинджи снова стал экспонировать работы. Сначала он продемонстрировал узкому кругу учеников и знакомых «Вечер на Украине», «Христа в Гефсиманском саду» и новую версию«Березовой рощи». В ноябре 1901-го состоялась его последняя прижизненная выставка.
В последние годы Куинджи занимался благотворительностью. В 1904 году он передал в Академию художеств 100 тысяч рублей на премии студентам. В 1908 году художник учредил общество своего имени и завещал ему все заработанные деньги и крымское имение.
Архип Куинджи умер 24 июля 1910 года. Его похоронили на петербургском Смоленском православном кладбище. В 1952 году прах перенесли в Александро-Невскую лавру.
#1
читать дальшескрыть