Одна из важных тем в творчестве Александра Николаевича Бурганова — это философские размышления о жизни и выборе человека, о неразрешимых противоречиях нашего мира. Создавая композиции, порой сложные для восприятия, скульптор считает, что не следует навязывать зрителю свое понимание: для него важно, чтобы внимательный посетитель, разглядывая скульптуру, увидел в ней что-то свое, начал размышлять, фантазировать, додумывать недосказанное автором.
Одной из таких скульптур является «Змея» (или «Тотем»), установленная в Малом дворе музея. Скульптура представляет собой вертикальную композицию, состоящую из трех основных элементов: головы коня, бюста без лица и сплетенной в узел змеи. Композиция четко поделена на три уровня: в верхней части — голова коня, касающаяся губами головы человека, в нижней — змея, человек находится в центральной части.