Александр Николаевич Бурганов — один из крупнейших современных российских скульпторов, монументалист и мастер камерной пластики, чье имя стало синонимом особого, узнаваемого поэтико-романтического стиля. Народный художник России и действительный член Российской академии художеств, он создал галерею памятников историческим личностям и литературным героям, украшающих площади Москвы, Вашингтона, Брюсселя и других городов мира. Его творчество не только обогатило отечественное искусство, но и положило начало новой художественной школе.

Бурганов Александр Николаевич
Ранние работы и поиск героя
Александр Николаевич Бурганов родился 20 марта 1935 года в Баку в семье математика. Способности к рисованию и лепке проявились у мальчика очень рано и были настолько яркими, что предопределили его дальнейшую судьбу. Особую роль в его становлении сыграла первая учительница скульптуры, Анна Ивановна Казарцева, к которой скульптор всю жизнь сохранял глубокую благодарность и любовь.
В 1954 году Бурганов поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), которое блестяще окончил в 1959 году. Его наставниками были выдающиеся советские скульпторы — Георгий Иванович Мотовилов и Екатерина Федоровна Белашова. Они привили ему не только безупречное чувство формы, но и глубокое понимание традиций мировой пластической культуры. Интерес Бурганова к искусству не ограничивался практикой: в 1964 году он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.
Уже ранние работы Бурганова, созданные в 1960-е годы, заметно выделялись на фоне официального советского искусства. Скульптор избегал прямолинейности соцреализма, обращаясь к языку аллегории, мифа и сложной литературной метафоры. Как писал сам мастер о своем отношении к суровому стилю:

«Новый романтизм» и сюрреалистические приемы
В своих работах Александр Бурганов активно исследует темы человеческой природы, эмоций и взаимодействия с окружающим миром, что делает его творчество глубоко философским и эмоционально насыщенным.
Характеризуя свое направление, он называет его «новым романтизмом». Как пишет Бурганов, «новый романтизм» — это «радикальная устремленность к свободе и достоинству творчества, способного наиболее емко отразить картину жизни: не властвовать или предписывать законы, а понимать людей, служить не тем, кто делает историю, а тем, как выразился Альбер Камю, кто ее переживает». Стремясь передать внутренний мир человека не прямо, а опосредованно, скульптор обращается к языку сюрреализма, позволяющему запечатлеть стихию сновидений, где чувства проявляются наиболее отчетливо.
Ярким примером такого синтеза служит скульптура «Букет». Она изображает стройную женскую фигуру в короткой сорочке с букетом из цветов и стеблей вместо верхней части туловища, установленную на низком подиуме круглой формы. Это сюрреалистическое сочетание стройной девичьей фигуры и роскошного, огромного букета, стебли которого словно произрастают прямо из талии девушки, перед зрителем предстает буквальное воплощение метафор «цветущая юность», «расцветающая девушка».

Мемориальная пластика и городская скульптура
Широкую известность Александру Бурганову принесли, прежде всего, его монументальные работы, установленные в России и за рубежом. Каждая из этих работ — это не просто портрет, а сложное образное высказывание, в котором личность героя раскрывается через атрибуты, жесты и окружающее пространство.
В Москве скульптуры Бурганова стали неотъемлемой частью городского ландшафта. Среди них — памятник «А. Пушкин и Натали» и фонтан «Принцесса Турандот» на Старом Арбате, памятник М.Ю. Лермонтову на улице Малая Молчановка, памятник И.А. Бунину, памятник основательнице Академии музыки Е.Ф. Гнесиной — признанный одним из самых красивых в городе.
Не менее значимы и другие работы: монументальная композиция «Россия молодая» перед зданием Центрального дома художников, статуя «Победа» перед зданием Государственной Третьяковской галереи, эмблема Центрального дома кино, а также скульптурное оформление станций московского метрополитена — «Братиславская», «Люблино», «Третьяковская», где представлена галерея портретов великих русских художников.
Кроме того, в Большом Афанасьевском переулке размещена галерея «Люди-легенды» — портреты выдающихся соотечественников, составивших славу русской культуры: Андрей Тарковский, Рудольф Нуриев, Иван Бунин и другие. Каждая работа — это не просто изображение, а попытка передать дух эпохи и внутренний мир личности.

Бургановская школа
Педагогическая деятельность занимает важное место в жизни мастера. Многие годы он преподавал в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, где руководил творческой мастерской. Он автор фундаментальных трудов по теории и практике скульптуры. Так, в 2001 году Александр Николаевич защитил докторскую диссертацию по искусствоведению на тему «Художественный опыт нового романтизма», что стало логическим завершением его многолетнего научного и творческого пути.
Бурганов стал одним из основателей российской школы архитектурно-декоративной пластики. За почти полувековую педагогическую деятельность он воспитал целую плеяду выдающихся художников и скульпторов, среди которых — Народные и Заслуженные художники России, академики, лауреаты международных и российских государственных премий.
Именно он сформировал особое направление в отечественном монументальном искусстве, получившее признание среди учеников, последователей и искусствоведов как «бургановская школа композиции». Это направление охватывает не только станковую и монументальную скульптуру, но и живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, оказав значительное влияние на развитие современного художественного образования в России.

Наследие и «Дом Бурганова»
Итогом многолетнего творческого пути скульптора стало создание в 2001 году уникального культурного центра — Московского государственного музея «Дом Бурганова». Это целостное художественное пространство, синтез архитектуры, скульптуры и ландшафта, спроектированное самим мастером.
Творчество Александра Николаевича Бурганова отмечено многочисленными наградами, включая звание Народного художника РСФСР, Государственную премию СССР и «Орден Почета». Его произведения хранятся в ведущих музеях страны и в частных собраниях по всему миру.
Александр Бурганов остается живым классиком русской скульптуры, художником, чье творчество, укорененное в лучших традициях европейского искусства и отечественной пластической школы, продолжает удивлять, восхищать и будоражить воображение, открывая новые грани прекрасного. Ознакомиться с творчеством мастера, в частности, можно на платформе «Артефакт» на виртуальной выставке «Творчество Александра Бурганова».
