В 2004 году перед зданием концертного зала Российской академии музыки имени Гнесиных в районе Арбат был открыт памятник Елене Фабиановне Гнесиной, созданный Александром Николаевичем Бургановым. Это событие было приурочено к 60-й годовщине основания Академии музыки и 130-летнему юбилею пианистки, основательницы и главы музыкальных учебных заведений, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора. Среди ее учеников — композитор Арам Ильич Хачатурян, дирижер Евгений Фёдорович Светланов, дирижер Геннадий Николаевич Рождественский и другие.
Созданию памятника предшествовал конкурс, на который была представлена скульптурная модель в уменьшенном масштабе. Именно эта конкурсная модель сегодня входит в собрание основного фонда музея «Дом Бурганова».
Елена Фабиановна Гнесина — не только пианистка, но и общественный деятель и педагог, но главной темой памятника скульптор избрал тему музыки. Молодая пианистка в роскошном платье за роялем взмахнула рукой.
Прекрасную музыку символизирует большое крыло птицы, в которое превращается крышка рояля. Скульптор верен своим излюбленным приемам — раскрытию образов с помощью символов и метаморфоз. Это превращение «крыла» рояля в крыло птицы наделило памятник особым лирическим настроением.
Подчеркивая классические основы музыкального образования в Академии музыки, автор установил памятник на большую коринфскую капитель, заменившую пьедестал. Предлагая такую трактовку образа основательницы Академии музыки, скульптор нарушил целый ряд сложившихся стереотипов. Впервые памятник общественному деятелю был создан не в традициях суровой мемориальной монументальной пластики, но как абсолютное отражение идеи искусства, в частности музыки.
Модель, представленная Александром Николаевичем на конкурс, была единодушно поддержана компетентным жюри, городскими властями и общественностью. И сегодня, по мнению москвичей, памятник считается одним из самых красивых в столице.
Сохранение модели памятника в музейном
пространстве — исключительно важный аспект. Это не только фиксация
исторического этапа и конкурсная работа. Именно здесь сохранены найденные
автором подчеркнуто выверенные пропорции будущего монументального произведения.