Портрет рабочего-нефтяника представляет собой скульптуру молодого мужчины с согнутой над головой под прямым углом рукой, на которую опирается индустриальная конструкция. Эта работа отражает особый период в творческой биографии скульптора.
В 1976 году Александр Бурганов был в творческой командировке в небольшом немецком промышленном городе Шведт-на-Одере, градообразующим предприятием которого был нефтехимический комбинат, построенный ГДР при участии СССР в 1958–1964 годах и подключенный к магистральному нефтепроводу сырой нефти «Дружба». Здесь скульптор, включенный в одну из бригад нефтяников, работал над созданием произведений, отражающих образы современных рабочих. По возвращении в Москву на основании эскизов и зарисовок Александр Бурганов создал серию произведений, организовал выставку и опубликовал статью «Моя бригада» в № 10 журнала «Искусство» за 1978 год.
Представленная скульптура — это одно из произведений из серии композиций, выполненных по итогам этой творческой командировки. Александр Бурганов соединил в этой работе жанры портрета и пейзажа, создав выразительный образ молодого рабочего-нефтяника. Открытое лицо, вьющиеся волосы. Правая рука закинута за голову, как будто он прилег на траву во время краткого перерыва, устремив взгляд в небо.
На дальнем плане видны заводские трубы. Эту жанровую сцену скульптор трактует брутально и лаконично, переведя все элементы, составляющие композицию, из горизонтальной плоскости в вертикальную. Взгляд рабочего устремлен не в облака, а прямо на зрителя. Нефтяная вышка трубы установлена автором на руку рабочего, предплечье которого расположено четко горизонтально и является основой завода. Здесь буквально воплощен ясный символ — человек труда как основа индустриального пейзажа.
Тему индустриального пейзажа автор подчеркивает и в композиции, и выделяет в названии работы, ставя на первое место «Героический пейзаж» и далее точно расшифровывая его географические координаты: «Нефтехимический комбинат в городе Шведт-на-Одере».
Произведение отличает выразительная динамика формообразования, декоративность
и мощная пластика. Скульптура «Героический пейзаж» продолжает традиции
«сурового стиля», появившегося в начале 60-х годов. Герой этого произведения —
не триумфатор, а созидатель, человек взявший на себя ответственность за
будущее.