Скульптура «Аллегория весны» представляет собой символическую женскую фигуру в свободной длинной одежде с молитвенно воздетыми руками в иконографической позе Богородицы Оранты. Деревенский пейзаж, раскинувшийся на груди фигуры, изображен с необычного ракурса — «птичьего полета»: дом, пашня, пасущиеся кони, отдыхающий крестьянин. Маленькие объемные фигурки своими размерами подчеркивают монументальность и всеобщность матери-земли, замершей в извечной позе Богоматери.
Создание этой скульптуры связано с именем советского кинорежиссера Андрея Тарковского, с которым Александр Бурганов дружил со студенческих лет вплоть до отъезда Тарковского за границу. Однажды молодые люди летели в самолете и обсуждали проблемы искусства. Они взглянули в иллюминатор и залюбовались видом земли сверху. Через некоторое время Александр Бурганов создал скульптуру «Деревня» из гипса.
В 1969 году, вдохновленный исторической философской кинодрамой Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» 1966 года, Александр Бурганов решил изготовить эту скульптуру по технологии «в землю» из меди. Способ создания скульптуры подсказал эпизод из фильма Тарковского, в котором молодой мастер в исполнении Николая Бурляева отливает огромный церковный колокол.
В результате эксперимента скульптура получила фактурную поверхность — рваную и шероховатую. Фактура скульптуры, ее лаконичность, отсутствие лишних деталей — все это отражало художественные приемы шестидесятников и появившегося в этот период направления в советском искусстве, носившего название «суровый стиль».
«Суровый стиль» как направление в искусстве возник в 1960-х годах. На его появление повлияла хрущевская оттепель. Сначала на изменение политического климата в стране откликнулись литераторы и кинематографисты. Они стали посвящать свои произведения «правде жизни» обычных людей без пафоса и приукрашивания. Вслед за ними художники и скульпторы обратились к новым темам. Героями их произведений стали рядовые солдаты, рабочие, геологи, учителя, крестьяне, их повседневный труд, их не всегда заметные подвиги. Для создания таких образов художники ушли от декоративных элементов и стали использовать подчеркнуто лаконичные формы, четкие силуэты и линии. Все это можно увидеть и в скульптуре «Аллегория весны».
Тема пейзажа редко встречается в скульптуре, но, создавая «Аллегорию весны», Александру Бурганову удалось найти свое индивидуальное новаторское решение для отражения русского пейзажа в этом виде искусства.