Скульптура «Урна», установленная в Малом дворе музея, относится к неоклассическому направлению в творчестве скульптора Александра Николаевича Бурганова.
В античной традиции урны применялись для хранения пепла умершего после сожжения. В сосудах подобной формы носили воду из реки или источника, в судах в урны собирали записки для голосования, то есть использовали как обычный утилитарный предмет. Но в традиционном представлении урна ассоциируется прежде всего с печалью и смертью.
Давний интерес к античному искусству дал художнику импульс для развития новой творческой темы. В исполнении скульптора «Урна» представляет собой портрет молодой женщины. Голова установлена на постаменте классической формы, волосы убраны цветами и листьями.
Портрет на наших глазах развивается в разных планах. Возникают смещенные профили, перевитые растительными элементами. Их завитки превращаются в губы, и одна часть лица как будто бы целует другую. В этом скульптурном произведении, как и во многих других работах Александра Николаевича Бурганова, возникает целая серия фантастических превращений. Внутри самого портрета происходят какие-то неведомые зрителю события. Кажется, что он оживает на наших глазах, превращаясь в мистически завораживающее зрелище.
Это произведение является неким магическим портретом. Урна — вещь, безусловно, функциональная, но ведь это не просто хранилище пепла, это прежде всего вместилище души. Идея магической классики раскрывается в этом портрете. Здесь классика выступает как завершение, аранжировка магической скульптуры. Урна чудесным образом преображается в портрет. Это портрет и в то же время вещь, связанная с литургией смерти. Неожиданное и особенное соединение прекрасного молодого лица и смерти в одном сюжете. Происходит заострение темы бренности бытия и вновь зарождающейся жизни, движения времени, смены поколений и связи культур и традиций. Скульптуру «Урна» можно рассматривать бесконечно долго и каждый раз находить новое пластическое решение, неожиданные превращения, стимулирующие фантазию зрителя, заставляющие предаваться философским размышлениям.