Художник Евгений Лансере — оформитель книг, автор классических иллюстраций к произведениям Льва Толстого и один из создателей советской монументальной живописи. Лансере был также рисовальщиком и акварелистом, художником театра и мастером станковой картины разных жанров, от исторического до портретного. Он обращался к прикладному искусству, выступал как теоретик, преподавал.
Иллюстрации к «Хаджи-Мурату» Л.Н. Толстого — лучшая предреволюционная работа Лансере. В полном объеме она вышла в 1918 году и стала первой иллюстрированной советской книгой. В издании 1916 года были обширные купюры: царская цензура не пропустила толстовский текст, который содержал беспощадную характеристику Николая I и сатирический портрет императора.
Общий декоративно-живописный строй иллюстраций «Хаджи-Мурата» предвосхищает цикл к толстовским «Казакам», для которых Евгений Лансере работал с 1917 по 1936 год. В них ярко проявилось стремление художника к созданию глубокого психологического образа, рельефного характера, к «портретному письму». Иллюстрации точно следуют течению повествования, однако они лишены активного действия, внешней динамики.
В особенно удачных рисунках внимание художника полностью сосредоточено на образах героев повести, он любуется ими: яркой красотой Марьяны, бесшабашной удалью Луки, слиянием с природой старого Ерошки. В этом живом, непосредственном любовании «естественным человеком» кроется особое обаяние иллюстраций Лансере.
Дмитрий Оленин — полный сил, здоровья и энергии юноша, московский дворянин, юнкер. Он отправляется по службе на Кавказ и постепенно влюбляется в первозданную природу и простых людей, так не похожих на москвичей. Оленин в лесу показан беззаботным, счастливым и отчасти сказочным персонажем.
Лансере относился к Кавказу с особым трепетом и по-разному передавал его. Кавказ героический — это резкие масштабные соотношения, неожиданные столкновения планов, тревожное звучание живописных масс. Кавказ лиричный — незатейливые мотивы склонов, поросших выцветшей на солнце растительностью, улочки горных аулов. «Влечение к Кавказу», красной нитью проходящее через цикл иллюстраций, с особенной полнотой и яркостью воплощается в пейзажном творчестве Евгения Лансере.
Иллюстрации к «Хаджи-Мурату» Л.Н. Толстого — лучшая предреволюционная работа Лансере. В полном объеме она вышла в 1918 году и стала первой иллюстрированной советской книгой. В издании 1916 года были обширные купюры: царская цензура не пропустила толстовский текст, который содержал беспощадную характеристику Николая I и сатирический портрет императора.
Общий декоративно-живописный строй иллюстраций «Хаджи-Мурата» предвосхищает цикл к толстовским «Казакам», для которых Евгений Лансере работал с 1917 по 1936 год. В них ярко проявилось стремление художника к созданию глубокого психологического образа, рельефного характера, к «портретному письму». Иллюстрации точно следуют течению повествования, однако они лишены активного действия, внешней динамики.
В особенно удачных рисунках внимание художника полностью сосредоточено на образах героев повести, он любуется ими: яркой красотой Марьяны, бесшабашной удалью Луки, слиянием с природой старого Ерошки. В этом живом, непосредственном любовании «естественным человеком» кроется особое обаяние иллюстраций Лансере.
Дмитрий Оленин — полный сил, здоровья и энергии юноша, московский дворянин, юнкер. Он отправляется по службе на Кавказ и постепенно влюбляется в первозданную природу и простых людей, так не похожих на москвичей. Оленин в лесу показан беззаботным, счастливым и отчасти сказочным персонажем.
Лансере относился к Кавказу с особым трепетом и по-разному передавал его. Кавказ героический — это резкие масштабные соотношения, неожиданные столкновения планов, тревожное звучание живописных масс. Кавказ лиричный — незатейливые мотивы склонов, поросших выцветшей на солнце растительностью, улочки горных аулов. «Влечение к Кавказу», красной нитью проходящее через цикл иллюстраций, с особенной полнотой и яркостью воплощается в пейзажном творчестве Евгения Лансере.