Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское, западноевропейское искусство XVI–XX вв.»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Картина «Мечты»

Время создания
1899
Место создания
Россия
Размер
180x166 см
Техника
холст, масло
10
Открыть в приложении
#2
Картина «Мечты» Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927), известного русского художника, поступила в музей в 1918 году из Карачаровского имения Уваровых. Приобрела её графиня Прасковья Сергеевна у самого автора, с которым была знакома. В имении под Муромом картине отвели одну из комнат дворца. И в музее «Поленовской» называли комнату, где она экспонировалась. 

«Мечты» Поленова входят в его серию работ (1884–1909) о земной жизни Иисуса. Сам автор именовал этот цикл «Евангельский круг» или «Путь Христа в пейзаже». К восьмидесятым годам XIX века в русском искусстве сложилась новая традиция в изображении христианских сюжетов. Художники представляли их как реальные исторические события. Они старались точно отразить природу, с этнографической тщательностью передать костюмы и обстановку. А главное — акцентировать внимание не на чудесах, а на нравственной стороне христианства. И для Поленова Христос, как для многих его образованных современников, был идеалом человека: «Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистую и высокую этику, люблю эту необычайную человечность…этот трагический, ужасный, но в то же время и грандиозный конец…».

К данному сюжету с Иисусом, сидящим на скале, Поленов обращался не раз. Первый вариант был написан в 1890 году. Наша картина — через девять лет — в год его второго путешествия по евангельским местам. 

Кроме Мурома версии работы «Мечты» хранятся в Радищевском музее в Саратове, Музее личных коллекций в Москве, в Русском музее в Петербурге. Большой этюд к ней находится в Национальном художественном музее в Минске. Живописец изобразил Христа, сидящим на горе у Генисаретского озера в Палестине. В этом месте происходили важнейшие события жизни Христа, здесь народ слушал его Нагорную проповедь. А на этом холсте Иисус углублен в раздумья, созерцая природу. Пейзаж, с его безмолвием, соответствует его душевному состоянию.
 
Плавные очертания его фигуры гармонично вписываются в линию прибрежных камней на первом плане и далеких холмов, тающих в дымке раннего утра. Работа отличается свежестью, полупрозрачными тонами, чистотой и простотой композиции. Образ Иисуса так реален, человечен, что можно принять его за усталого путника. 

Василий Поленов словно отразил на этом полотне слова Эрнеста Ренана, научным трудом которого о Христе-человеке он был сильно увлечен: «Эти горы, море, лазурное небо, эти высокие равнины на горизонте для него были не меланхолическим видением души… но …символом, просвечивающей тенью невидимого мира и нового неба». 

Сам Лев Николаевич Толстой признал картины Поленова из жизни Христа «хорошей иллюстрацией» для своего евангелия. В нем вовсе нет чудес, ведь писателя, как и художника, в истории Иисуса волновали нравственные вопросы.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Картина «Мечты»

Время создания
1899
Место создания
Россия
Размер
180x166 см
Техника
холст, масло
10
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Поленов В.Д. Коллекция работ

Лодки на Оке
Лодки на Оке
Химкинская картинная галерея имени С.Н. Горшина
Голова молодого еврея
Голова молодого еврея
Национальный художественный музей Якутии
Пределы Тирские
Пределы Тирские
Таганрогский художественный музей
Левитан И.И. в восточном костюме
Левитан И.И. в восточном костюме
Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»
Река Оять
Река Оять
Тульский музей изобразительных искусств
Этюд к картине Христос и грешница
Этюд к картине Христос и грешница
Калужский музей изобразительных искусств
Старая мельница
Старая мельница
Серпуховский историко-художественный музей
Ока
Ока
Краснодарский музей имени Ф.А. Коваленко
Тайная вечеря
Тайная вечеря
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова
Дорога в Дельфы
Дорога в Дельфы
Радищевский музей
Гондола и парусники
Гондола и парусники
Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина
Ранний снег. Бёхово
Ранний снег. Бёхово
Ярославский художественный музей
Христос
Христос
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Жуковка на Клязьме
Жуковка на Клязьме
Калужский музей изобразительных искусств
Венеция. Канал
Венеция. Канал
Музей-квартира Голованова Н.С.
Луксор (этюд)
Луксор (этюд)
Массандровский дворец
Старые ворота. Вёль
Старые ворота. Вёль
Художественная культура Русского Севера
Призраки Эллады
Призраки Эллады
Острогожский историко-художественный музей
Болгарское селение
Болгарское селение
Музей имени И.И. Машкова
Палестинский дворик в солнечный день. Этюд
Палестинский дворик в солнечный день. Этюд
Музей В.А. Тропинина
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%