Работы Александра Орловского, одного из самых романтических художников своего времени, — это «целый дневник эпохи романтической и увлекательной» (Н. Врангель). Основные сюжеты его картин — полные динамики бурные баталии, ночные пейзажи с таинственным светом костра, гарцующие всадники, рыцари в блестящих доспехах или воины в старинных мундирах, мчащиеся кареты, птицы-тройки. Орловскому посвящали стихи поэты-романтики: Адам Мицкевич и молодой Пушкин.
Киргиз на лошади
Время создания
1810–1820-е годы
Размер
55x44 см
Техника
холст, масло
Коллекция
4
Открыть в приложении#1
Орловский А.О.
Киргиз на лошади
#2
#4
Молодой Пушкин в «Руслане и Людмиле» писал:
Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу!
#5
Особую страницу в творчестве мастера занимали батальные сцены и изображения конных воинов. В начале XIX века, во время наполеоновских войн, Орловский состоял в качестве художника при дворе великого князя Константина Павловича и уделял огромное внимание военной теме. Он неоднократно находился на поле боя, на бивуаках армейских частей, участвовал в экспедициях и походах, во время которых художник постоянно делал зарисовки, наброски, натурные штудии.
В 1806 году был объявлен Манифест о народном ополчении, который провозгласил вербовку кочевников, из них набирали иррегулярные военные отряды на время боевых действий. Орловский оказался одним из первых художников, кто стал изображать башкир, калмыков и представителей других народностей Урала и Поволжья. Обращаясь к этим образам, он, как настоящий романтик, отдавал дань ориентализму — увлечению восточными темами. Экзотика костюмов и вооружения азиатских воинов, яркие краски, необычные лица — все это неизменно привлекало художника. Изображения восточных всадников при всей романтической заостренности отличаются большой достоверностью.
Расцвет «восточной» темы в творчестве Орловского приходится на время Отечественной войны и заграничных походов 1812–1814 годов. Национальные военные части сыграли большую роль в победоносном исходе войны. «Не токмо стародавние сыны России, — писал участник событий 1812 года С. Н. Глинка, — но и… народы кочующие — и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую».
Картина «Киргиз на лошади», возможно, была написана в этот период. Киргизами в то время называли казахов, чьи конные отряды входили в состав русской армии, но их внешний вид и вооружение были отличными от того, что мы видим на картине Орловского. Учитывая стремление художника всегда точно следовать этнографическим деталям, можно с большой долей вероятности считать, что Орловский изобразил монгольского воина. Об этом свидетельствует сходство героя картины «Киргиз на лошади» с персонажами его произведений «Монголы» (1808, Краснодарский краевой художественный музей), «Монгол» (1808, Национальный музей, Варшава).
В 1806 году был объявлен Манифест о народном ополчении, который провозгласил вербовку кочевников, из них набирали иррегулярные военные отряды на время боевых действий. Орловский оказался одним из первых художников, кто стал изображать башкир, калмыков и представителей других народностей Урала и Поволжья. Обращаясь к этим образам, он, как настоящий романтик, отдавал дань ориентализму — увлечению восточными темами. Экзотика костюмов и вооружения азиатских воинов, яркие краски, необычные лица — все это неизменно привлекало художника. Изображения восточных всадников при всей романтической заостренности отличаются большой достоверностью.
Расцвет «восточной» темы в творчестве Орловского приходится на время Отечественной войны и заграничных походов 1812–1814 годов. Национальные военные части сыграли большую роль в победоносном исходе войны. «Не токмо стародавние сыны России, — писал участник событий 1812 года С. Н. Глинка, — но и… народы кочующие — и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую».
Картина «Киргиз на лошади», возможно, была написана в этот период. Киргизами в то время называли казахов, чьи конные отряды входили в состав русской армии, но их внешний вид и вооружение были отличными от того, что мы видим на картине Орловского. Учитывая стремление художника всегда точно следовать этнографическим деталям, можно с большой долей вероятности считать, что Орловский изобразил монгольского воина. Об этом свидетельствует сходство героя картины «Киргиз на лошади» с персонажами его произведений «Монголы» (1808, Краснодарский краевой художественный музей), «Монгол» (1808, Национальный музей, Варшава).
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Киргиз на лошади
Время создания
1810–1820-е годы
Размер
55x44 см
Техника
холст, масло
Коллекция
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться