На картине Алексея Харламова «Итальянка с тамбурином» изображена девочка на фоне лесной чащи, в ее поднятой над головой руке — тамбурин. Слева внизу изображены ручей и небольшой водопад, а справа в середине, на ветвях — ярко-зеленая ящерица. Сюжет картины пояснил художественный критик Андрей Иванович Сомов, который увидел работу в 1883 году на XI выставке передвижников и дал ей довольно развернутую характеристику: «А. Харламов прислал на выставку из Парижа три произведения, вообще недурныя, но не прибавляющие ничего к составленной им репутации „русского Бонна“. При виде его „Девочки-итальянки, замахнувшейся тамбурином на ящерицу“, …спрашиваешь себя: стоило ли брать это большое полотно для такого ничтожного сюжета, стоило тратить на него столько краски и так щеголять ея накладкою?»
Но если русскому критику сюжет казался малозначительным, то отзывы во французской прессе были иными. Так, французский критик Т. Верон, видевший работу в предыдущем, 1882 году на выставке Салона в Париже, писал в своей рецензии: «Неожиданная встреча с красивой зеленой ящерицей, ползущей по веткам матовым или порыжевшим осенью. Эта встреча маленькой итальянки в профиль, которая разглядывает изумруд маленькой ящерицы. В волнении она подбрасывает в воздух свой бубен с серебряными бубенчиками и дает им кошачий концерт. Очень притягателен образ этой девочки, замахивающейся на дерево густое и рыжее. А. Харламов — горячий и мощный колорист».
Сейчас, спустя более чем столетие, за спиной девочки отчетливо просматриваются очертания какой-то фигуры. Харламов или первоначально вводил еще один персонаж, а потом почему-то его записал, или положение фигуры девочки на холсте было иным. Это в какой-то мере объясняет просчеты художника и в рисунке ее руки, которая выглядит неестественно короткой, и в положении фигуры, которая стоит строго по центру и откинулась чуть назад. Кстати, эти погрешности в картине были замечены критикой того времени сразу. Так, критик Владимир Сизов утверждал, что «в техническом отношении картина кажется неоконченной».
Но если русскому критику сюжет казался малозначительным, то отзывы во французской прессе были иными. Так, французский критик Т. Верон, видевший работу в предыдущем, 1882 году на выставке Салона в Париже, писал в своей рецензии: «Неожиданная встреча с красивой зеленой ящерицей, ползущей по веткам матовым или порыжевшим осенью. Эта встреча маленькой итальянки в профиль, которая разглядывает изумруд маленькой ящерицы. В волнении она подбрасывает в воздух свой бубен с серебряными бубенчиками и дает им кошачий концерт. Очень притягателен образ этой девочки, замахивающейся на дерево густое и рыжее. А. Харламов — горячий и мощный колорист».
Сейчас, спустя более чем столетие, за спиной девочки отчетливо просматриваются очертания какой-то фигуры. Харламов или первоначально вводил еще один персонаж, а потом почему-то его записал, или положение фигуры девочки на холсте было иным. Это в какой-то мере объясняет просчеты художника и в рисунке ее руки, которая выглядит неестественно короткой, и в положении фигуры, которая стоит строго по центру и откинулась чуть назад. Кстати, эти погрешности в картине были замечены критикой того времени сразу. Так, критик Владимир Сизов утверждал, что «в техническом отношении картина кажется неоконченной».