Представленное в экспозиции Острогожского историко-художественного музея полотно «Аравитянин» — этюд к картине знаменитого художника Поленова «Христос и грешница».
Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице, описанной в Евангелии от Иоанна. Картина была задумана художником в конце 1860-х годов, а первые эскизы появились в начале 1870-х. До создания окончательной версии полотна прошло около 15 лет. Во время работы над картиной Василий Дмитриевич Поленов путешествовал по Ближнему Востоку (в 1881–1882 годах) и Италии (в 1883–1884 годах). «Аравитянин» написан уже после этих путешествий с Константина Алексеевича Коровина, любимого ученика Поленова.
В 1882 году Поленов принял на себя руководство пейзажной мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, занимаясь одновременно и в классе натюрморта. В это же время в училище появился и Коровин, уже успевший окончить здесь курс и обучавшийся в Академии художеств. Со временем Коровин становится одним из самых желанных гостей в доме Поленовых, а также находит у Василия Дмитриевича понимание и поддержку своим исканиям. Уроки Поленова освободили кисть молодого художника от робости. Но и сам Поленов многому учится у Коровина. Правда, в семье Поленовых было принято считать, что Коровина губят его легкомыслие, отсутствие трудолюбия, неумение завершать свои замыслы. Однако воспоминания друзей Коровина говорят об обратном: легкомыслие было кажущимся, а труд — каждодневным, так как порой за день Коровин успевал написать три этюда.
Картина «Христос и грешница» была представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, которая открылась в Петербурге 25 февраля 1887 года. На выставке полотно приобрел император Александр III. После этого картина находилась в Зимнем дворце, а затем, при образовании Русского музея, в 1897 году была передана в его коллекцию.
С одной стороны, картина «Христос и грешница» рассматривается как попытка реалистичной трактовки образа Христа и евангельской истории. С другой стороны, искусствоведы признают влияние на неё позднего академизма, отмечая, что среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьезной».
Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице, описанной в Евангелии от Иоанна. Картина была задумана художником в конце 1860-х годов, а первые эскизы появились в начале 1870-х. До создания окончательной версии полотна прошло около 15 лет. Во время работы над картиной Василий Дмитриевич Поленов путешествовал по Ближнему Востоку (в 1881–1882 годах) и Италии (в 1883–1884 годах). «Аравитянин» написан уже после этих путешествий с Константина Алексеевича Коровина, любимого ученика Поленова.
В 1882 году Поленов принял на себя руководство пейзажной мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, занимаясь одновременно и в классе натюрморта. В это же время в училище появился и Коровин, уже успевший окончить здесь курс и обучавшийся в Академии художеств. Со временем Коровин становится одним из самых желанных гостей в доме Поленовых, а также находит у Василия Дмитриевича понимание и поддержку своим исканиям. Уроки Поленова освободили кисть молодого художника от робости. Но и сам Поленов многому учится у Коровина. Правда, в семье Поленовых было принято считать, что Коровина губят его легкомыслие, отсутствие трудолюбия, неумение завершать свои замыслы. Однако воспоминания друзей Коровина говорят об обратном: легкомыслие было кажущимся, а труд — каждодневным, так как порой за день Коровин успевал написать три этюда.
Картина «Христос и грешница» была представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, которая открылась в Петербурге 25 февраля 1887 года. На выставке полотно приобрел император Александр III. После этого картина находилась в Зимнем дворце, а затем, при образовании Русского музея, в 1897 году была передана в его коллекцию.
С одной стороны, картина «Христос и грешница» рассматривается как попытка реалистичной трактовки образа Христа и евангельской истории. С другой стороны, искусствоведы признают влияние на неё позднего академизма, отмечая, что среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьезной».