В экспозиции Севастопольского художественного музея имени Михаила Павловича Крошицкого представлен небольшой пейзаж «Пруд» кисти знаменитого русского художника Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927).
Работа была написана в маленьком городке Вель в Нормандии, на севере Франции, где Поленов написал массу превосходных этюдов. Спокойный, мягко, но точно прорисованный, написанный непосредственно на натуре этюд не утрачивает живое впечатление от природы, но воспринимается как законченное, самостоятельное произведение — как картина. Любопытно, что это место, вероятнее всего, «подарил» молодому художнику старший товарищ — Алексей Петрович Боголюбов. В Третьяковской галерее хранится его пейзаж «Лес в Веле. Нормандия», написанный тремя годами раньше — в 1871 году, где изображен этот же живописный уголок природы.
Василий Дмитриевич Поленов широко известен своими историческими и
жанровыми картинами, портретами. Но больше всего его привлекал пейзаж, пленэрная
живопись. В 1871 году Василий Поленов окончил Академию художеств и был
награжден большой золотой медалью, как и Илья Ефимович Репин. Оба художника
получили право на пенсионерскую поездку в Европу. Пятилетний период путешествий
по Германии, Италии и Франции сыграл в творческом развитии Поленова огромную
роль. К тому времени он еще не сложился окончательно как художник, не выбрал
свою тематическую линию и поэтому был более открытым для заграничных влияний,
продолжал учиться не только у старых мастеров, посещая галереи, музеи, частные
коллекции, но и современных живописцев, с чьими работами знакомился на
многочисленных выставках. Изучая работы замечательных французских пейзажистов,
и прежде всего барбизонцев, художник учился непосредственно, не через академические
схемы смотреть на природу и понимать ее, постигать великую гармонию.
Пенсионерство Василия Поленова в Париже совпало со временем первых выставок
импрессионистов. Их творчество глубоко не затронуло художника, но стало
дополнительным импульсом к освоению им пленэрной живописи.