Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге, в купеческой семье. Его желание стать художником домашние не одобряли, оно нашло поддержку только у отца семейства.
В 1856 году Шишкин окончил Московское училище живописи и ваяния, где его наставником был художник-портретист Аполлон Мокрицкий. С первых своих работ он проявил талант к изображению пейзажей.
После училища Иван Шишкин поступил в петербургскую Императорскую Академию художеств, в класс живописца-пейзажиста Сократа Воробьева. Здесь картины будущего мастера неоднократно отмечали медалями и наградами.
Отправившись по окончании учебы путешествовать, в числе других европейских стран Шишкин посетил Германию и Швейцарию. Там он совершенствовал свою технику и впервые попробовал гравировать «царской водкой» — особой смесью кислот, не имеющей отношения к спиртному напитку. После нескольких лет заграничных странствий художник вернулся в Россию.
С середины 1870-х годов Иван Шишкин начал обращаться к теме зимы, новой для традиционной ландшафтной прозы. Ей он посвятил картины «Первый снег» 1875 года, «Зима в лесу. Иней» 1877 года и «На севере диком» 1891 года. Они находятся в экспозиции Киевской картинной галереи. Предвестием более синтетичной работы 1890 года «Зима», хранящейся в Государственном Русском музее, стало полотно «Еловый лес зимой», написанное в 1884 году.
Здесь художник использовал черно-белую гамму красок, простую и сильную, которая подчеркивает конструктивную ясность композиции. Перед зрителем открывается коридор деревьев, ведущий в глубину картины, куда указывает поваленный ствол на переднем плане. Далее этот путь заслоняет сплошная стена еловой чащи, дремучий лес выглядит бескрайним. Малая глубина обозримого пространства контрастно выделяет энергию роста деревьев в высоту, но подъем их мощных стволов срезан верхним краем холста. Эта незавершенность сообщает всему ландшафту настроение сдержанной, дремлющей силы.
В данной работе Шишкин избавляется от чрезмерной детализации, свойственной его пейзажам 1870-х годов: лишние подробности скрадывает снег. Немногие веточки и прошлогодние травинки лишь оттеняют белизну зимнего покрова, что придает несравненную выразительность виду в целом.
Еще при жизни художника его работы приобрели популярность, в числе покупателей картин были император Александр III, великий князь Павел Александрович и коллекционер Павел Третьяков.
Трагически сложилась личная жизнь мастера: дважды вдовец, он потерял и двоих сыновей от первого брака. Остаток своих дней Шишкин посвятил творчеству. Умер в своей мастерской, работая над новой картиной. Среди русских пейзажистов Ивану Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
В 1856 году Шишкин окончил Московское училище живописи и ваяния, где его наставником был художник-портретист Аполлон Мокрицкий. С первых своих работ он проявил талант к изображению пейзажей.
После училища Иван Шишкин поступил в петербургскую Императорскую Академию художеств, в класс живописца-пейзажиста Сократа Воробьева. Здесь картины будущего мастера неоднократно отмечали медалями и наградами.
Отправившись по окончании учебы путешествовать, в числе других европейских стран Шишкин посетил Германию и Швейцарию. Там он совершенствовал свою технику и впервые попробовал гравировать «царской водкой» — особой смесью кислот, не имеющей отношения к спиртному напитку. После нескольких лет заграничных странствий художник вернулся в Россию.
С середины 1870-х годов Иван Шишкин начал обращаться к теме зимы, новой для традиционной ландшафтной прозы. Ей он посвятил картины «Первый снег» 1875 года, «Зима в лесу. Иней» 1877 года и «На севере диком» 1891 года. Они находятся в экспозиции Киевской картинной галереи. Предвестием более синтетичной работы 1890 года «Зима», хранящейся в Государственном Русском музее, стало полотно «Еловый лес зимой», написанное в 1884 году.
Здесь художник использовал черно-белую гамму красок, простую и сильную, которая подчеркивает конструктивную ясность композиции. Перед зрителем открывается коридор деревьев, ведущий в глубину картины, куда указывает поваленный ствол на переднем плане. Далее этот путь заслоняет сплошная стена еловой чащи, дремучий лес выглядит бескрайним. Малая глубина обозримого пространства контрастно выделяет энергию роста деревьев в высоту, но подъем их мощных стволов срезан верхним краем холста. Эта незавершенность сообщает всему ландшафту настроение сдержанной, дремлющей силы.
В данной работе Шишкин избавляется от чрезмерной детализации, свойственной его пейзажам 1870-х годов: лишние подробности скрадывает снег. Немногие веточки и прошлогодние травинки лишь оттеняют белизну зимнего покрова, что придает несравненную выразительность виду в целом.
Еще при жизни художника его работы приобрели популярность, в числе покупателей картин были император Александр III, великий князь Павел Александрович и коллекционер Павел Третьяков.
Трагически сложилась личная жизнь мастера: дважды вдовец, он потерял и двоих сыновей от первого брака. Остаток своих дней Шишкин посвятил творчеству. Умер в своей мастерской, работая над новой картиной. Среди русских пейзажистов Ивану Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.