Полотно «Курган» из собрания Ставропольского музея изобразительных искусств написано русским художником Василием Поленовым. Несмотря на небольшие размеры, картину нельзя отнести к обычному жанру чистого пейзажа — в ней есть сюжет и глубокий художественный образ. Поленов выбрал фризовый, то есть вытянутый по горизонтали формат, на который свободно поместились степь с древним курганом и хмурое небо, нависшее над ними. На вершине кургана в центре Поленов изобразил высокую сосну, слева и справа густо разрослись деревья — два из них покрыты багряными и охряными листьями. У подножия — зеленая трава.
Поленов, выбрав панорамную композицию, придал привычному, неброскому на первый взгляд мотиву величие и наполнил сюжет вневременным содержанием. Художник передал эпический образ древней земли и проходящего времени, неизменный курган — свидетель исчезнувших исторических эпох и давно ушедших событий. Воздух насыщен голубовато-серыми рефлексами, в его вибрации очертания древнего кургана и степи обретают осязаемость. Пленэрная живопись с тонкой передачей изменчивой световоздушной среды сочетается с глубиной и значительностью образного обобщения жизненных наблюдений.
Талант русского живописца Василия Поленова был признан и оценен при жизни и в Российской империи, и в Советском Союзе. Его знали как мастера серьезных полотен и больших тем, над которыми он работал в течение долгого времени, — таким стал «Евангельский цикл». При этом Поленов является родоначальником нового направления в пейзаже — интимного пейзажа. Он получил академическое художественное образование, изучал традиции национальных школ и был последовательным реалистом. Поленов стал членом Товарищества передвижных художественных выставок с 1878 года и поучаствовал в 42 выставках объединения.
После Октябрьской революции 1917 года Поленов продолжил заниматься просветительством: водил экскурсии по своей усадьбе, организовывал театральные кружки и преподавал живопись крестьянским детям. В 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка Поленова в честь его 80-летия, в 1926-м он одним из первых стал народным художником РСФСР.
Поленов, выбрав панорамную композицию, придал привычному, неброскому на первый взгляд мотиву величие и наполнил сюжет вневременным содержанием. Художник передал эпический образ древней земли и проходящего времени, неизменный курган — свидетель исчезнувших исторических эпох и давно ушедших событий. Воздух насыщен голубовато-серыми рефлексами, в его вибрации очертания древнего кургана и степи обретают осязаемость. Пленэрная живопись с тонкой передачей изменчивой световоздушной среды сочетается с глубиной и значительностью образного обобщения жизненных наблюдений.
Талант русского живописца Василия Поленова был признан и оценен при жизни и в Российской империи, и в Советском Союзе. Его знали как мастера серьезных полотен и больших тем, над которыми он работал в течение долгого времени, — таким стал «Евангельский цикл». При этом Поленов является родоначальником нового направления в пейзаже — интимного пейзажа. Он получил академическое художественное образование, изучал традиции национальных школ и был последовательным реалистом. Поленов стал членом Товарищества передвижных художественных выставок с 1878 года и поучаствовал в 42 выставках объединения.
После Октябрьской революции 1917 года Поленов продолжил заниматься просветительством: водил экскурсии по своей усадьбе, организовывал театральные кружки и преподавал живопись крестьянским детям. В 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка Поленова в честь его 80-летия, в 1926-м он одним из первых стал народным художником РСФСР.