Самые существенные достижения русского реализма в искусстве второй половины ХIХ века ассоциируются с творчеством Ильи Ефимовича Репина, жившего с 1844 по 1930 год. Ярким примером этого жанра в коллекции музея стал этюд головы ссыльного для знаменитого произведения «Не ждали». Над картиной художник работал на протяжении четырех лет, начиная с 1884 года. Сейчас она находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
В период, начавшийся в конце 1870-х годов, важной темой в жанровых полотнах Репина стали некоторые моменты из жизни типичного русского революционера. Его масштабная работа «Не ждали» показывает характер мыслей мастера о судьбе ссыльных. Не стоит забывать, что действие происходит во время социально-политических перемен в России, последовавших после разгрома народничества.
Бывшие активисты движения сопротивления режиму начали возвращаться из ссылок. Сюжет произведения «Не ждали» основан на таком моменте. Кроме сложного жанрового контекста, включающего саму ситуацию (встречу революционера с близкими и реакцию членов семьи на его возвращение), художнику потребовалось отобразить психологические моменты. Сможет ли семья понять и оправдать ту жертву, которую вернувшийся герой положил на алтарь своей идеи?
Образ революционера, много лет прожившего вдали от близких, его трагизм и психологическое состояние Илья Ефимович хотел передать в своей работе. То, насколько серьезно он относился к этому, подтверждают этюды головы ссыльного, где важнейшую роль играет выражение лица.
На сегодняшний день известно лишь два этюда головы революционера: один находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, а второй — в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова. Эксперты считают, что именно «башкирский» вариант более ранний. Мы видим уверенность и силу во взгляде героя. Первое впечатление подтверждают крепкая посадка головы и выражение лица.
Во втором этюде ссыльный напоминает рембрандтовского блудного сына: исхудавший, уставший, с темными кругами под глазами. От этого ценность «башкирской» картины только увеличивается. Интересно, что обе работы, обладая заметными различиями в психологическом прочтении образа героя, носят следы художественной самостоятельности. Живописец создает портрет с элементами драмы, наполненный духовным напряжением, где соединились разочарование героя и его планы на будущее.
Этюд «Голова ссыльного» с 1913 года находится в собрании музея, куда поступил в составе дара Михаила Васильевича Нестерова.
В период, начавшийся в конце 1870-х годов, важной темой в жанровых полотнах Репина стали некоторые моменты из жизни типичного русского революционера. Его масштабная работа «Не ждали» показывает характер мыслей мастера о судьбе ссыльных. Не стоит забывать, что действие происходит во время социально-политических перемен в России, последовавших после разгрома народничества.
Бывшие активисты движения сопротивления режиму начали возвращаться из ссылок. Сюжет произведения «Не ждали» основан на таком моменте. Кроме сложного жанрового контекста, включающего саму ситуацию (встречу революционера с близкими и реакцию членов семьи на его возвращение), художнику потребовалось отобразить психологические моменты. Сможет ли семья понять и оправдать ту жертву, которую вернувшийся герой положил на алтарь своей идеи?
Образ революционера, много лет прожившего вдали от близких, его трагизм и психологическое состояние Илья Ефимович хотел передать в своей работе. То, насколько серьезно он относился к этому, подтверждают этюды головы ссыльного, где важнейшую роль играет выражение лица.
На сегодняшний день известно лишь два этюда головы революционера: один находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, а второй — в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова. Эксперты считают, что именно «башкирский» вариант более ранний. Мы видим уверенность и силу во взгляде героя. Первое впечатление подтверждают крепкая посадка головы и выражение лица.
Во втором этюде ссыльный напоминает рембрандтовского блудного сына: исхудавший, уставший, с темными кругами под глазами. От этого ценность «башкирской» картины только увеличивается. Интересно, что обе работы, обладая заметными различиями в психологическом прочтении образа героя, носят следы художественной самостоятельности. Живописец создает портрет с элементами драмы, наполненный духовным напряжением, где соединились разочарование героя и его планы на будущее.
Этюд «Голова ссыльного» с 1913 года находится в собрании музея, куда поступил в составе дара Михаила Васильевича Нестерова.