Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Картины в деталях»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Вид на Волге. Барки

Время создания
1870
Размер
67x105 см
Техника
холст, масло
7
Открыть в приложении
#1
Федор Васильев
Вид на Волге. Барки
#2
Летом 1870 года в маленькой деревеньке на Волге появились четверо приезжих, которые казались почти иностранцами: они изысканно одевались, мылись каждый день и, главное, рисовали. Местные шептались: незнакомцы списывали людей в свои альбомы, чтобы отдать их души Антихристу. И что казалось еще страшнее, приезжие имели связи в Петербурге!

Этими чужаками были трое художников и один музыкант: Федор Васильев, Евгений Макаров, братья Илья и Василий Репины. Результатами поездки стали известнейшие картины: «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Волжские лагуны» и «Вид на Волге. Барки» Федора Васильева.
#3

Путешествие

#4
Пейзаж «Вид на Волге. Барки» Федор Васильев написал после поездки по Волге летом 1870 года. Илья Репин и Федор Васильев выехали из Твери на пароходе компании «Самолет». Компанию им составили брат Репина юный флейтист Василий и сокурсник по Академии художеств Евгений Макаров, а бесплатный проезд по Волге обеспечили покровители Репина из Академии.

Это путешествие стало известным: после него Илья Репин написал картину «Бурлаки на Волге». Но из автобиографии Репина ясно: и вдохновителем, и отчасти организатором этой поездки был Федор Васильев. Художник убедил всех ехать, достал для братьев Репиных 200 рублей. Васильев был душой компании и во время путешествия.
#5
Мне думается, что такую живую, кипучую натуру, при прекрасном сложении, имел разве Пушкин. Звонкий голос, заразительный смех, чарующее остроумие с тонкой до дерзости насмешкой завоевывали всех своим молодым, веселым интересом к жизни; к этому счастливцу всех тянуло, сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом, а люди, появлявшиеся на сцене, сейчас же становились его клавишами, и он мигом вплетал их в свою житейскую комедию и играл ими
— вспоминал о нем Репин
#6

Ширяево: дом-музей и «Дон Кихот»

#7
Спустившись вниз по Волге, повидав Нижний Новгород и волжский Ставрополь (сейчас — Тольятти), Васильев, Макаров и братья Репины остановились на все лето в селе Ширяево. Устроились в доме с окнами на Волгу, обзавелись нехитрым имуществом и приступили к работе.

Репин описывает жизнь в Ширяево как период безудержного счастья. Они пели, охотились, спорили, читали Гомера. Устраивали шуточные бои, сколотив «античные» войска из ватаги крестьянских мальчишек. Однажды Васильев вдруг вскочил на необъезженного жеребенка и стал выделывать на нем шуточные цирковые па.
#8
Мы спешили зa ним c разинутыми от удивления ртами и в стpaxe зa негo, a он, поощренный впечатлением невиданногo нами зрелищa, начал вдруг, совершеннo как цирковой наездник, принимать разныe позы, перекидывать ноги и, наконец, сидя лицом к нам пo-дамски, стал съезжать нa самый круп, к хвостy жеребенкa, и посылать нам оттудa воздушныe поцелуи. Вероятнo, жеребенкa защекотали наконец егo движения, он пришел в раж и вдруг так подбросил Васильевa к небy, сопровождая свoe движениe необыкновеннo громким и зычным звуком, чтo казалось, Васильев улетает зa облакa. В этo мгновениe он страшнo походил нa Дон Кихотa, подброшенногo крылом мельницы…
Илья Репин
#9
Конечно, в Ширяево художники много работали. Васильев будто не знал усталости. Однажды после долгого и утомительного путешествия в соседнее село по воде, он всю ночь делал наброски впечатливших его пейзажей. Репин вспоминал:
#10
Просыпаюсь от тяжести полногo желудкa; a лампa вce горит, и сам Васильев горит, горит — всем существом ярчe нашей скромной лампы… Вот энергия! Дa, вот настоящий талант!
#12
Остается неясным, делал ли Васильев живописные наброски к «Виду на Волге» в Ширяево. Но карандашных этюдов с причалившими к берегу барками сохранилось множество.

Сейчас в Ширяево организован Дом-музей Репина — в том самом доме о трех окнах с видом на Волгу.
#13

«Бурлаки так бурлаки»

#14
Бурлаки были неотъемной и впечатляющей частью волжского пейзажа того времени. Но как по-разному изобразили их друзья-художники, наблюдавшие одни и те же картины. У Репина бурлаки доминируют на полотне, и тем самым картина приобрела большую социальную заостренность. Совсем другое мы видим у Васильева: его бурлаки не в лямке. Рабочие будто уже осуществили свою мечту и сбросили тяжкое ярмо. Федор Васильев написал их во время обеденного отдыха на фоне умиротворенной природы.
#15
Вид на Волге. Барки. Фрагмент
#16
Васильев повлиял и на репинскую концепцию «Бурлаков». В изначальном замысле бурлаки Репина контрастно выделялись на фоне нарядной группки дачников. Эту идею Васильев осудил:
#17
Тут эти барышни, кавалеры, дачная обстановка, что-то вроде пикника; а эти чумазые уж очень как-то искусственно «прикомпоновываются» к картинке для назидания <…> Ох, запутаешься ты в этой картине: уж очень много рассудочности. Картина должна быть шире, проще, что называется — сама по себе… Бурлаки так бурлаки!
#18
Репин писал, что более молодой Васильев «с места в карьер взял его под свое покровительство».
#19

«Ненавижу мазню»

#20
Тонко выписанные детали были особенностью пейзажей Васильева. Современники вспоминают, что он всегда работал идеально отточенными карандашами и подтрунивал над коллегами, чьи карандаши были тупыми. Его «магический» карандаш стремительно бегал по бумаге и чертил тонко, четко и пластично.

То же самое и с живописью: Васильев писал только тонкими кистями, выводя ими все подробности широкого пространства, огромного неба.
#21
Я всегда работаю маленькими, колонковыми: ими так хорошо лепить и рисовать формочки… А мазать квачами, как заборы, такая гадость, ненавижу мазню
— говорил художник
#22
Федор Васильев умело обобщал все филигранно выписанные детали и создавал полные поэзии жанровые зарисовки о природе. Также он был незаурядным колористом:
#23
У меня до безобразия развивается чувство каждого отдельного тона, чего я страшно иногда пугаюсь. Это и понятно: где я ясно вижу тон, другие ничего могут не увидеть или увидят серое и черное место.
#24

«Живое небо»

#26
Художником, открывшим «живое, мокрое, светлое, движущее небо», Федора Васильева называл еще один его известный современник — Николай Ге. Действительно, его небесные своды грандиозны, детально выписаны и на многих картинах, в том числе самых ранних, небо стало сюжетным центром.
#29
Вид на Волге. Барки. Фрагмент
#27
Васильев часто изображал небосвод в «переломные» погодные моменты — перед грозой или после дождя. И на полотне «Вид на Волгу. Барки» он одновременно тревожен и гармоничен. Искусствовед Юрий Дюженко писал:
#28
Левая часть с наползающей грозовой тучей значительно меньше, но так как она более насыщена по цвету, то это уравновешивает обе части неба и вместе с тем вносит в общее решение разнообразие и богатство
#30

Влажная земля

#31
Влажную землю, изображение которой так хорошо давалось Васильеву, мы видим и на другой картине — знаменитой «Оттепели». Это полотно выиграло первую премию на конкурсе Общества поощрения художников, было скопировано автором по заказу Александра III, и получило высокую оценку на международной выставке в Лондоне.
#32
Вид на Волге. Барки. Фрагмент
#33
Выходя зимой 1871 года на этюды для этой картины, художник не жалел себя и сильно простудился. «Подозрительный кашель» Васильева Репин заметил еще во время волжского путешествия в 1870 году: тогда его обостряли сырые ночи, проведенные на охоте. Теперь же, после «Оттепели», был диагностирован туберкулез.

Увы, показавший необычную зрелость как человек и художник, по годам Федор Александрович так и остался «гениальным мальчиком» — он умер от туберкулеза в 23 года.
#34

«Барки» вам принадлежать не могут…»

#35
«Видом на Волге» очень хотел пополнить свою коллекцию Павел Третьяков, он покупал картины Васильева при любой возможности. Когда художник умер, в Петербурге устроили его посмертную выставку, и все картины были раскуплены еще до ее открытия. Третьяков обратился к Ивану Крамскому, который распоряжался делами художника.
#36
Мне непременно нужно иметь Васильева пейзаж с барками, так как этот экземпляр дает понятие, какой бы он также был замечательный маринист… я уверен, что Вы сочувствуете моей такой усиленной любви к произведениям Васильева, хотя, может быть, и находите неудобным отдавать много вещей его в одни руки
Павел Третьяков
#37
Однако Крамской отказал коллекционеру: «К сожалению, „Барки“ принадлежать Вам не могут». Картину выкупили, какое-то время она находилась в частной коллекции. Спустя много лет полотно оказалось в Русском музее, где находится и сегодня. Павлу Третьякову удалось собрать больше 20 картин Васильева, в их числе — «Оттепель», «Возвращение стада», «После грозы», «Мокрый луг» и «В Крымских горах».
читать дальшескрыть

Вид на Волге. Барки

Время создания
1870
Размер
67x105 см
Техника
холст, масло
7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%