Автор полотна «Феб лучезарный» — Валентин Серов, выдающийся русский художник конца XIX — начала XX веков. В 1885 году живописец закончил обучение в Петербургской академии художеств, а уже зимой 1887 года получил заказ от статского советника, тульского помещика Николая Селезнёва написать украшение для потолка в библиотеке его дома в селе Архангельское Ефремовского уезда Тульской губернии.
Селезнёв, унаследовав имение от своего отца, решил построить в Архангельском новый большой дом. В 1905 году он был разрушен после пожара, но, по воспоминаниям свидетелей, представлял собой великолепный двухэтажный особняк в итальянском стиле, с роскошной отделкой интерьеров.
Заказ, полученный от Селезнёва, позволил молодому художнику оплатить поездку в Италию и там продолжить совершенствовать свое мастерство. Работая над росписью, Серов впервые обратился к монументальной живописи и взял тему из мифологии. Средствами изобразительного искусства художник передал поэзию античного мира. В центре произведения — Аполлон, бог солнечного света, покровитель искусств. Согласно греческой мифологии, он одаривал землю теплом и светом, совершая ежедневный путь по небосводу на золотой колеснице. У него было прозвище — Феб, что значит «лучезарный», «сияющий». Таким он и предстает в работе художника — в ореоле солнечных лучей, в колеснице, запряженной четверкой белых лошадей. Аполлона называли и «сребролуким»: на картине в его колчане — серебряные стрелы, с помощью которых бог света карает зло, замеченное им на земле. Помогают управлять мощными скакунами две богини — богиня Утренней зари (справа) и богиня Вечерней зари (слева).
Картина была сильно повреждена во время пожара в усадьбе в 1905 году. В плачевном состоянии «Феб лучезарный» был передан сначала в Ефремовский музей им. М. Ю. Лермонтова, а затем в Тульский музей на хранение. В 1947 году произведение отправили в Москву во Всесоюзные центральные художественно-научные мастерские имени академика И. Э. Грабаря на реставрацию, которая длилась почти 10 лет. После этого картину вернули в музей и сегодня ее можно увидеть в постоянной экспозиции.
Селезнёв, унаследовав имение от своего отца, решил построить в Архангельском новый большой дом. В 1905 году он был разрушен после пожара, но, по воспоминаниям свидетелей, представлял собой великолепный двухэтажный особняк в итальянском стиле, с роскошной отделкой интерьеров.
Заказ, полученный от Селезнёва, позволил молодому художнику оплатить поездку в Италию и там продолжить совершенствовать свое мастерство. Работая над росписью, Серов впервые обратился к монументальной живописи и взял тему из мифологии. Средствами изобразительного искусства художник передал поэзию античного мира. В центре произведения — Аполлон, бог солнечного света, покровитель искусств. Согласно греческой мифологии, он одаривал землю теплом и светом, совершая ежедневный путь по небосводу на золотой колеснице. У него было прозвище — Феб, что значит «лучезарный», «сияющий». Таким он и предстает в работе художника — в ореоле солнечных лучей, в колеснице, запряженной четверкой белых лошадей. Аполлона называли и «сребролуким»: на картине в его колчане — серебряные стрелы, с помощью которых бог света карает зло, замеченное им на земле. Помогают управлять мощными скакунами две богини — богиня Утренней зари (справа) и богиня Вечерней зари (слева).
Картина была сильно повреждена во время пожара в усадьбе в 1905 году. В плачевном состоянии «Феб лучезарный» был передан сначала в Ефремовский музей им. М. Ю. Лермонтова, а затем в Тульский музей на хранение. В 1947 году произведение отправили в Москву во Всесоюзные центральные художественно-научные мастерские имени академика И. Э. Грабаря на реставрацию, которая длилась почти 10 лет. После этого картину вернули в музей и сегодня ее можно увидеть в постоянной экспозиции.