Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Картины в деталях»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Девушка, освещенная солнцем

Время создания
1888
Размер
89,5x71 см
Техника
холст, масло
70
Открыть в приложении
#1
Валентин Серов
Девушка, освещенная солнцем
#2
Один из первых русских импрессионистов, художник дома Романовых, известный портретист Валентин Серов еще при жизни получил множество художественных званий.
#3

Кузина, освещенная солнцем

#4
«Девушкой, освещенной солнцем» стала двоюродная сестра Валентина Серова — Мария Симонович, с которой художник был очень дружен. Подходящее для работы место они отыскали в саду вдвоем. Художник хотел написать портрет на свежем воздухе, где солнце пробивается сквозь листву и создает затейливую игру света и тени. Он говорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Кузина позировала Серову, сидя на старой скамейке под раскидистой липой. Ей приходилось оставаться неподвижной по несколько часов и удерживать на лице одно и то же выражение.
#5
Я должна была постоянно думать о чем-нибудь приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения; важное условие для выполнения той трудной и сложной задачи, которую он преследовал
Мария Симонович
#6
Валентин Серов работал над портретом три месяца — в самые жаркие часы, ловя каждый солнечный день. Симонович писала: «Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я — важностью своего назначения». В плохую погоду художник писал полотно «Заросший пруд».
#7
Заросший пруд. Валентин Серов. 1888. Государственная Третьяковская галерея
#8

Усадьба Домотканово

#9
Мемориально-художественный музей Валентина Серова в Домотканове, Тверская область
#10
Работал над портретом Валентин Серов летом 1888 года. Тогда он гостил в старинной усадьбе Домотканово у своего друга, родственника и товарища по Академии художеств Владимира фон Дервиза. Двумя годами ранее Серов сам помог Дервизу выбрать это поместье и после покупки дома приезжал сюда почти каждое лето до самой смерти. В усадьбе художник написал более 30 картин, среди них — «Октябрь. Домотканово», «Баба в телеге», «Баба с лошадью» и другие полотна из «крестьянского» цикла, иллюстрации к басням Ивана Крылова.
#11
Баба с лошадью. Валентин Серов. 1898. Государственная Третьяковская галерея
Баба в телеге. Валентин Серов. 1896. Государственный русский музей
Октябрь. Домотканово. Валентин Серов. 1895. Государственная Третьяковская галерея
#12

Увлеченный импрессионизмом

#13
Валентина Серова считают одним из первых русских живописцев, в творчестве которых проявились черты импрессионизма. Исследователи обычно говорят, что у Серова это был своеобразный «период увлечения». Первой работой художника в этой живописной манере стала картина «Девочка с персиками», которую он написал в 1887 году.
#14
Девочка с персиками (фрагмент). Валентин Серов. 1887. Государственная Третьяковская галерея
#15
Создавая «Девушку, освещенную солнцем», художник неслучайно решил работать в саду. Он давно хотел написать портрет на свежем воздухе, чтобы уловить игру цветовых контрастов. Ее создавали освещенная солнцем Мария Симонович и темная кора дерева, светлая блузка девушки и ее синяя юбка глубокого оттенка, яркая поляна и тенистый парк на заднем фоне. Палитру оттенков летней природы, тончайшие светотени и солнечные зайчики на фигуре модели Серов выписывал мелкими мазками.
#16

«Твое имя в Третьяковской галерее»

#17
Валентин Серов планировал показать «Девушку, освещенную солнцем» на восьмой выставке московского Общества любителей художеств. Его полотном заинтересовался Павел Третьяков. Валентин Серов в это время был в Петербурге, а его делами занимался пейзажист Илья Остроухов. Он писал художнику:
#18
На всякий случай сообщи цену, мне ужасно хочется, чтобы он [портрет] был в галерее.
#19
Государственная Третьяковская галерея, Москва
#20
Вскоре Павел Третьяков приобрел «Девушку, освещенную солнцем» за 300 рублей. 22 декабря 1888 года Остроухов написал Валентину Серову: «Твое имя в Третьяковской галерее». Когда выставка открылась, рядом с портретом уже висела табличка: «Собственность Третьякова».
#22
Летом. Валентин Серов. 1895. Государственная Третьяковская галерея
Портрет композитора Николая Андреевич Римского-Корсакова (1844-1908). Валентин Серов. 1887. Государственная Третьяковская галерея
Похищение Европы. Валентин Серов. 1910. Государственная Третьяковская галерея
#23

«Надо это временами — нет-нет да малость и спятить»

#24
Портрет Марии Симонович, который Валентин Серов написал в 23 года, был одной из любимых картин художника. В ноябре 1911 года, незадолго до своей смерти, Серов прогуливался по Третьяковской галерее с другом Игорем Грабарем. Он остановился перед «Девушкой, освещенной солнцем» и сказал спутнику:
#26
Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся. И самому мне чудно, что это я сделал. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами — нет-нет да малость и спятить. А то ничего не выйдет
#25
Валентин Серов (1865–1911)
#27

Второй портрет Марии Симонович

#30
«Девушка, освещенная солнцем» — не единственный известный портрет Марии Симонович работы Валентина Серова. В 1890 году сестра художника вышла замуж в Париже за русского политического эмигранта Соломона Львова, позже он стал знаменитым врачом-психиатром. Приезжая в Россию, Мария Львова часто гостила в Домотканове. В один из приездов, в 1895 году, Валентин Серов написал второй ее портрет. Художник подарил его кузине, и она увезла картину в Париж. Мария Львова хотела завещать полотно Третьяковке, однако ее сыновья позже передали портрет в парижский музей д’Орсе.
#31
Портрет Марии Львовой. Валентин Серов. 1895. Музей д’Орсе, Париж, Франция
#32

«Я не портретист. Я просто художник»

#33
Автопортрет (фрагмент). Валентин Серов. 1880-е. Частное собрание
#34
Валентин Серов работал в разных жанрах: писал пейзажи, полотна на мифологические сюжеты, создавал декорации для спектаклей и рисовал иллюстрации к басням Крылова. Однако прославился художник как мастер портрета. Первые работы в этом жанре Серов создал в Абрамцевском кружке, где подружился с семьей Мамонтовых. Он писал многих своих современников: крестьян и аристократов, двух императоров и членов царской семьи, коллег-художников и балерин Анну Павлову и Иду Рубинштейн. Валентин Серов экспериментировал с техникой и материалами. Он делал гравюры и акварельные наброски, писал маслом, рисовал углем, карандашом и даже мелом.
#35
Осень. Домотканово. Валентин Серов. 1892. Ивановский областной художественный музей
Портрет Иды Рубинштейн. Валентин Серов. 1910. Государственный Русский музей
Иллюстрация к басне Ивана Крылова «Волк и журавль». Валентин Серов. 1898-1911
#37
Кстати, сам Серов, написавший около полутора сотен портретов, портретистом себя не считал. Он говорил о себе:
#38
Я не портретист. Я просто художник
#39
читать дальшескрыть

Девушка, освещенная солнцем

Время создания
1888
Размер
89,5x71 см
Техника
холст, масло
70
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Серов В.А. Коллекция работ

Портрет Е.С. Карзинкиной
Портрет Е.С. Карзинкиной
Таганрогский художественный музей
Феб лучезарный
Феб лучезарный
Тульский музей изобразительных искусств
Портрет Ивана Егоровича Забелина
Портрет Ивана Егоровича Забелина
Государственный исторический музей
Портрет императора Александра III
Портрет императора Александра III
Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Милуша Мамонтова
Милуша Мамонтова
Российская государственная библиотека
Портрет великого князя Георгия Михайловича
Портрет великого князя Георгия Михайловича
Радищевский музей
Портрет Б.Н. Чичерина
Портрет Б.Н. Чичерина
Тамбовская областная картинная галерея
Лев и волк
Лев и волк
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Портрет княгини С.Ф. Касаткиной-Ростовской
Портрет княгини С.Ф. Касаткиной-Ростовской
Севастопольский художественный музей
Портрет А.С. Пушкина
Портрет А.С. Пушкина
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Ифигения в Тавриде
Ифигения в Тавриде
Музей изобразительных искусств Татарстана
Северная Двина
Северная Двина
Еврейский музей и Центр толерантности
Портрет М.Я. Ван-Зандт
Портрет М.Я. Ван-Зандт
Самарский областной художественный музей
Плакат к первым гастролям Антрепризы Дягилева
Плакат к первым гастролям Антрепризы Дягилева
Музей театрального и музыкального искусства
Портрет Петра Кончаловского
Портрет Петра Кончаловского
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Портрет балерины Е.С. Карзинкиной
Портрет балерины Е.С. Карзинкиной
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Пастушок
Пастушок
Еврейский музей и Центр толерантности
Рассуждение о рыбе и прочем
Рассуждение о рыбе и прочем
Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина
Театр Шатле. Русские сезоны
Театр Шатле. Русские сезоны
Российская государственная библиотека
Лев. Из серии «Басни Крылова»
Лев. Из серии «Басни Крылова»
Еврейский музей и Центр толерантности
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%