Портрет императора Александра III — посмертный портрет государя, созданный в 1895 году русским живописцем, графиком и портретистом В.А. Серовым. Портрет был написан по заказу брата императора, генерал-губернатора Москвы, великого князя Сергея Александровича.
Для Валентина Александровича Серова подобный заказ оказался не первым. В 1892 году вместе с художником Константином Коровиным он выиграл конкурс на написание портрета семьи императора Александра III в память о счастливом спасении в железнодорожном крушении 17 октября 1888 года около станции Борки. Заказчиком портрета выступило харьковское дворянство. Первый групповой портрет «Александр III с семьей» художник писал около двух лет, исполнив шесть фигур почти в натуральную величину. Именно за этим последовали новые заказы на портреты членов императорской фамилии.
В создании посмертного портрета художнику помогала его зрительная память, опыт предыдущей работы над семейным портретом и фотографии С.Л. Левицкого, сделанные им в 1883 году. Левицкий — один из первых придворных фотографов, имевших право снимать Александра III.
Серов написал мощную фигуру царя в темном генеральском мундире у светлой стены. На фоне мундира выделяется кулак в белой перчатке, с силой сжимающий шнур аксельбанта. Твердый взгляд серых глаз из-под высокого лба выражает непоколебимость. Императору словно тесно в рамках холста. Возникает ощущение, что государь по-прежнему властвует над Россией.
В 1895 году портрет был закончен и передан заказчику. Великий князь разместил портрет брата в Кремле. Однако после трагической гибели Сергея Александровича 4 февраля 1905 года его вдова Елизавета Федоровна передала портрет сыну Александра III, императору Николаю II.
С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, портрет был эвакуирован, а после войны возвращен в город Пушкин (Царское Село). Долгие годы портрет хранился сначала в Центральном хранилище музейных фондов, а затем в собрании Павловского дворца-музея. И только в 2010 году, к 300-летию Царского Села, портрет императора Александра III был возвращен на свое историческое место в Парадный кабинет Александровского дворца.
Для Валентина Александровича Серова подобный заказ оказался не первым. В 1892 году вместе с художником Константином Коровиным он выиграл конкурс на написание портрета семьи императора Александра III в память о счастливом спасении в железнодорожном крушении 17 октября 1888 года около станции Борки. Заказчиком портрета выступило харьковское дворянство. Первый групповой портрет «Александр III с семьей» художник писал около двух лет, исполнив шесть фигур почти в натуральную величину. Именно за этим последовали новые заказы на портреты членов императорской фамилии.
В создании посмертного портрета художнику помогала его зрительная память, опыт предыдущей работы над семейным портретом и фотографии С.Л. Левицкого, сделанные им в 1883 году. Левицкий — один из первых придворных фотографов, имевших право снимать Александра III.
Серов написал мощную фигуру царя в темном генеральском мундире у светлой стены. На фоне мундира выделяется кулак в белой перчатке, с силой сжимающий шнур аксельбанта. Твердый взгляд серых глаз из-под высокого лба выражает непоколебимость. Императору словно тесно в рамках холста. Возникает ощущение, что государь по-прежнему властвует над Россией.
В 1895 году портрет был закончен и передан заказчику. Великий князь разместил портрет брата в Кремле. Однако после трагической гибели Сергея Александровича 4 февраля 1905 года его вдова Елизавета Федоровна передала портрет сыну Александра III, императору Николаю II.
С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, портрет был эвакуирован, а после войны возвращен в город Пушкин (Царское Село). Долгие годы портрет хранился сначала в Центральном хранилище музейных фондов, а затем в собрании Павловского дворца-музея. И только в 2010 году, к 300-летию Царского Села, портрет императора Александра III был возвращен на свое историческое место в Парадный кабинет Александровского дворца.