В Тульском музее изобразительных искусств хранится уникальный живописный цикл «Двенадцать месяцев» конца XVI — начала XVII вв. 12 картин представляют собой аллегорические изображения месяцев года, трактованные как жанровые сцены. Автор цикла — Леандро Бассано, один из представителей знаменитого семейства венецианских художников, которые впервые в европейском искусстве обратились к сценам из обыденной жизни.
Уже с начала 16 века большое распространение в искусстве Венеции получил бытовой жанр. Можно сказать, что Якопо Бассано и его сыновья (среди которых — Леандро Бассано, автор серии) были родоначальниками так называемого крестьянского жанра в итальянской живописи. С большой наблюдательностью Бассано изображает жизнь и труд простых людей, сопровождая рассказ множеством подробностей и занимательных деталей.
Серии жанровых и аллегорических картин в то время были чрезвычайно популярны. Они писались на разную тематику (например, «Пять чувств», «Времена года», «Четыре стихии»), но всегда были призваны показать цикличность человеческого бытия, часто отсылали к библейским сценам и христианской морали. На двенадцати картинах этой серии предстает целая энциклопедия крестьянской жизни. Только первая и двенадцатая картины («Март» и «Февраль») переносят зрителя в городскую среду, все остальные сюжеты разворачиваются на фоне сельской местности Италии.
В каждой картине серии обязательно есть три плана: передний — наиболее насыщенный фигурами, средний — с интересными бытовыми подробностями, и задний план — меняющийся из месяца в месяц пейзажный фон. На всех полотнах вверху, в облаках, изображен и знак зодиака, покровительствующий данному месяцу. На картине «Май» из серии «Двенадцать месяцев» художник на переднем плане изобразил этапы изготовления сыра, которым издавна славится его родина — Италия. Мальчик слева выносит на улицу пчелиные ульи — вокруг уже много цветущих деревьев. Работники на втором плане выгоняют коров и овец на пастбища.
Цикл хранился во дворце графов Бобринских в селе Бобрики Епифанского уезда Тульской губернии и является единственным, сохранившимся в полном составе. В музейном собрании он находится с 1919 года.
Уже с начала 16 века большое распространение в искусстве Венеции получил бытовой жанр. Можно сказать, что Якопо Бассано и его сыновья (среди которых — Леандро Бассано, автор серии) были родоначальниками так называемого крестьянского жанра в итальянской живописи. С большой наблюдательностью Бассано изображает жизнь и труд простых людей, сопровождая рассказ множеством подробностей и занимательных деталей.
Серии жанровых и аллегорических картин в то время были чрезвычайно популярны. Они писались на разную тематику (например, «Пять чувств», «Времена года», «Четыре стихии»), но всегда были призваны показать цикличность человеческого бытия, часто отсылали к библейским сценам и христианской морали. На двенадцати картинах этой серии предстает целая энциклопедия крестьянской жизни. Только первая и двенадцатая картины («Март» и «Февраль») переносят зрителя в городскую среду, все остальные сюжеты разворачиваются на фоне сельской местности Италии.
В каждой картине серии обязательно есть три плана: передний — наиболее насыщенный фигурами, средний — с интересными бытовыми подробностями, и задний план — меняющийся из месяца в месяц пейзажный фон. На всех полотнах вверху, в облаках, изображен и знак зодиака, покровительствующий данному месяцу. На картине «Май» из серии «Двенадцать месяцев» художник на переднем плане изобразил этапы изготовления сыра, которым издавна славится его родина — Италия. Мальчик слева выносит на улицу пчелиные ульи — вокруг уже много цветущих деревьев. Работники на втором плане выгоняют коров и овец на пастбища.
Цикл хранился во дворце графов Бобринских в селе Бобрики Епифанского уезда Тульской губернии и является единственным, сохранившимся в полном составе. В музейном собрании он находится с 1919 года.