Передвижник, мирискусник, академик Императорской Академии художеств, ученик Ильи Репина и подопечный Саввы Мамонтова. Из-под его кисти вышли «Девочка с персиками», портреты Иды Рубинштейн и Николая II, афиши и декорации для Русских сезонов. Вспоминаем жизнь и творчество Валентина Серова.
Персона «Серов был в нашей среде самым надежным цементом»
Серов Валентин Александрович
Годы жизни: 1865—1911
#2
#3
Порезанное платье и порванный рисунок
#4
Валентин Серов родился в 1865 году в семье Александра и Валентины Серовых. После смерти мужа Валентина Семеновна, первая женщина-композитор в России, решила продолжить свое обучение за границей и уехала в Мюнхен. Юный Валентин остался в коммуне Друцких-Соколинских в селе Никольском. Именно там проявились его способности к живописи: мальчик рисовал природу, деревенский быт, скот.
С первыми творческими шагами Серова связана печальная история, о которой он вспоминал всю жизнь. В коммуне за любые проступки его строго наказывали, и однажды, после очередного наказания, мальчик в отместку порезал платье хозяйки — за это она порвала его рисунок. Серов ей этого не простил и люто возненавидел обидчицу.
С первыми творческими шагами Серова связана печальная история, о которой он вспоминал всю жизнь. В коммуне за любые проступки его строго наказывали, и однажды, после очередного наказания, мальчик в отместку порезал платье хозяйки — за это она порвала его рисунок. Серов ей этого не простил и люто возненавидел обидчицу.
#5
«Он с таким самозабвением впивался в свою работу»
#6
Когда в 1872 году коммуна распалась, мальчика отвезли к матери в Мюнхен. Валентина Семеновна не могла уделять ребенку много внимания и отправила его на воспитание в баварскую деревушку.
Очень скоро друзья и знакомые семьи стали замечать талант Серова к живописи. Тогда Валентина Семеновна решила заняться образованием сына и по совету знакомого скульптора Марка Антокольского выбрала ему в учителя молодого, но уже состоявшегося художника Илью Репина.
Сам Репин жил в Париже, и Серовы без долгих раздумий перебрались в столицу Франции. Сразу с вокзала они поехали в мастерскую художника, чтобы показать ему работы Валентина. Репин способности Серова оценил и согласился с ним заниматься. Уроки проходили дважды в неделю, Репин водил Серова на пленэры, работал вместе с ним в мастерской.
Очень скоро друзья и знакомые семьи стали замечать талант Серова к живописи. Тогда Валентина Семеновна решила заняться образованием сына и по совету знакомого скульптора Марка Антокольского выбрала ему в учителя молодого, но уже состоявшегося художника Илью Репина.
Сам Репин жил в Париже, и Серовы без долгих раздумий перебрались в столицу Франции. Сразу с вокзала они поехали в мастерскую художника, чтобы показать ему работы Валентина. Репин способности Серова оценил и согласился с ним заниматься. Уроки проходили дважды в неделю, Репин водил Серова на пленэры, работал вместе с ним в мастерской.
#7
2682ee37a570b196eaabfe3370dde531-2.jpg
…Валентин не пропускал ни одного дня занятия в моей мастерской. Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял его иногда оставить ее и освежиться на балконе перед моим большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика. Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке — там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьезно и взмахивал карандашом решительно и смело,
— вспоминал Илья Репин
#8
Первые успехи
#9
В 1880 году Валентин Серов отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Его зачислили вольнослушателем. А через два года, в возрасте 17 лет, Серова перевели из вольнослушателей в «академисты» — сразу на третий курс.
Серов часто бывал в имении знаменитого мецената Саввы Мамонтова, с которым его познакомил Репин. Именно там он создал свои первые известные работы, например «Девочку с персиками».
Признание коллег и критиков пришло к художнику после выставки Товарищества передвижников 1888 года, где экспонировались две его работы —«Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» . Особенно высоко оценили работы Серова импрессионисты — за умелое сочетание жанров натюрморта, интерьера, портрета и пейзажа.
Серову стали поступать заказы, его имя становилось все известнее. Художник часто работал с именитыми коллегами: Константином Коровиным, Михаилом Врубелем, Петром Кончаловским — и писал их портреты.
Серов часто бывал в имении знаменитого мецената Саввы Мамонтова, с которым его познакомил Репин. Именно там он создал свои первые известные работы, например «Девочку с персиками».
Признание коллег и критиков пришло к художнику после выставки Товарищества передвижников 1888 года, где экспонировались две его работы —«Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» . Особенно высоко оценили работы Серова импрессионисты — за умелое сочетание жанров натюрморта, интерьера, портрета и пейзажа.
Серову стали поступать заказы, его имя становилось все известнее. Художник часто работал с именитыми коллегами: Константином Коровиным, Михаилом Врубелем, Петром Кончаловским — и писал их портреты.
#10
Портреты императоров
#12
В 1888 году императорский поезд потерпел крушение. Александр III и члены его семьи чудом остались живы. На месте аварии решили построить храм, а также был объявлен конкурс на создание картины «Александр III с семьей». Его выиграл Валентин Серов.
Обычно художник писал портреты подолгу, множество раз встречаясь с натурщиками, которые позировали ему часами. Но с императором ему удалось увидеться лишь единожды, и портрет Серов писал по фотографии. А вот дочерей Александра III ему позволили рисовать с натуры.
С тех пор Валентин Серов стал частым гостем при дворе. Он написал парадный портрет Александра III, запечатлел коронацию Николая II и создал «Портрет Николая II в серой тужурке». Эту картину художник подарил жене императора, Александре Федоровне. Позже Константин Коровин написал об этой работе:
Обычно художник писал портреты подолгу, множество раз встречаясь с натурщиками, которые позировали ему часами. Но с императором ему удалось увидеться лишь единожды, и портрет Серов писал по фотографии. А вот дочерей Александра III ему позволили рисовать с натуры.
С тех пор Валентин Серов стал частым гостем при дворе. Он написал парадный портрет Александра III, запечатлел коронацию Николая II и создал «Портрет Николая II в серой тужурке». Эту картину художник подарил жене императора, Александре Федоровне. Позже Константин Коровин написал об этой работе:
#13
Снимок экрана 21.11.2022 в 21.06.18.png
Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора.
#14
«Серов был в нашей среде самым надежным цементом»
#15
В 1894 году Серова избрали членом Товарищества передвижников. Множество его картин приобрел меценат Павел Третьяков: «Девушку, освещенную солнцем», «Портрет Левитана», «Портрет Лескова», «Татарскую деревню» и другие.
В 1900-е годы Серов часто работал в жанре пейзажа, создавал офорты, наброски, литографии. В 1899 году он участвовал в первой выставке объединения «Мир искусства» и создал несколько иллюстраций для книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». Художник также помогал объединению в организации выставок, искал спонсоров. Лидер мирискусников Александр Бенуа вспоминал:
В 1900-е годы Серов часто работал в жанре пейзажа, создавал офорты, наброски, литографии. В 1899 году он участвовал в первой выставке объединения «Мир искусства» и создал несколько иллюстраций для книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». Художник также помогал объединению в организации выставок, искал спонсоров. Лидер мирискусников Александр Бенуа вспоминал:
#16
rddfhvltjyedsumvrjbtzcsrheemjihblkhtgsnqrrtjmfedpg.jpg
Серов был в нашей среде самым надежным цементом, скреплявшим пестрые, разнохарактерные личности. Его дружескому суду мы верили, и ссорившиеся протягивали друг другу руки.
#17
В то же время Серов вошел в совет Третьяковской галереи. Он также преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, руководил натурной мастерской. Его учениками были Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Николай Сапунов, Мартирос Сарьян.
#18
Декоратор и портретист
#19
После распада «Мира искусства» Серов продолжил участвовать в выставках бывших членов объединения и сотрудничать с его меценатом — Сергеем Дягилевым. В 1910 году Дягилев предложил ему стать художником Русских сезонов. Для балетов Серов создавал декорации и афиши, самой известной из которых стала афиша с Анной Павловой в роли Сильфиды.
Продолжал мастер и писать портреты. За первое десятилетие XX века он запечатлел множество известных личностей — Ивана Морозова, княгиню Зинаиду Юсупову, Сергея Дягилева, Федора Шаляпина, Марию Ермолову, Максима Горького, Леонида Андреева, Константина Станиславского, Иду Рубинштейн.
В 1911 году Валентина Серова не стало — он скончался от приступа стенокардии.
Продолжал мастер и писать портреты. За первое десятилетие XX века он запечатлел множество известных личностей — Ивана Морозова, княгиню Зинаиду Юсупову, Сергея Дягилева, Федора Шаляпина, Марию Ермолову, Максима Горького, Леонида Андреева, Константина Станиславского, Иду Рубинштейн.
В 1911 году Валентина Серова не стало — он скончался от приступа стенокардии.
#1
читать дальшескрыть