В 1901 году Валентин Серов написал портрет Георгия Михайловича Романова. Он был двоюродным дядей императора Николая II и занимал должность управляющего в Русском музее в Петербурге. Кроме этого, он коллекционировал и серьезно исследовал российские монеты. Под его руководством вышли дали два тома по истории нумизматики в России XVIII–XIX веков.
Портрет великого князя Георгия Михайловича
Время создания
1901 год
Размер
107,5x107,5 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
1
Открыть в приложении#1
Серов В.А.
Портрет великого князя Георгия Михайловича
#2
#3
Помимо этого, великий князь был высочайшим покровителем Радищевского музея, откуда и поступил заказ для Серова.
#4
На рубеже XIX–XX веков известность Серова-портретиста достигла пика. Он часто получал официальные заказы на изображения самых влиятельных людей России. Серов создал галерею портретов династии Романовых, изобразил более десяти членов императорской семьи, в том числе правителей Александра III и Николая II.
Серов В. А. Портрет Александра III. Офицерский фонд королевской лейб-гвардии, Копенгаген, Дания.
#5
Серов В. А. Портрет Николая II. Государственная Третьяковская галерея. Источник: ru.wikipedia.org.
Когда художник закончил работу, портрет передали в экспозицию. Картина стала первой работой XX столетия в музейной коллекции.
#6
Великий князь сидит в кресле, правой рукой он опирается на край стола, а в левой держит папиросу. Он одет в темно-синий парадный мундир с золотыми эполетами и красный плащ-бурку. Цветом и светом Серов выделяет лицо модели. Контраст темного фона и освещенного лица усиливает торжественность и строгость портрета.
#7
Вокруг князя автор оставляет много свободного места — фигура модели занимает около одной трети картины. С помощью такой композиции художник хотел создать ощущение простора и естественности. В то же время поза модели выглядит искусственной. Прямая ровная спина, подтянутое положение шеи и головы, строгий взгляд — всё это намекает на привычку Георгия Михайловича к военной выправке. Преобладание диагональных линий подчеркивает статичность образа.
#8
В портрете Серову удалось почувствовать и передать двойственную натуру модели. С одной стороны, перед нами статный и серьезный аристократ в изысканно-небрежной позе. А с другой стороны, лицо князя выдает неуверенного человека с растерянным и отрешенным взглядом. Этот психологический портрет модели художник усиливает различными цветовыми и световыми эффектами.
#9
Живопись портрета отличает артистизм и противоречивость, которые характерны для работ Серова. Он трезво относился к высокопоставленным моделям и никогда не идеализировал их — наоборот — стремился раскрыть нрав героя и подчинял этому всё художественное решение работы.
#10
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет великого князя Георгия Михайловича
Время создания
1901 год
Размер
107,5x107,5 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться