Плакат Валентина Серова, созданный им по заказу Сергея Дягилева к гастролям балерины Анны Павловой в Париже в 1909 году, скорее кажется картиной, нежели плакатом. Балерина показана во весь рост, в профиль, в натуральную величину. Обнажённые руки, воздушное платье и ножки в пуантах едва намечены, зато голова и лицо прорисованы тщательно. Силуэт её нанесён мелом, хрупкий и осыпающийся, как и весь еле уловимый очаровательный образ балерины. Кроме головы и лица все остальные детали образа едва намечены, фигура танцовщицы иллюзорна. Она как прекрасное видение влечёт за собой своими бессмертными движениями.
Театр Шатле. Русские сезоны
Время создания
1909
Место создания
Париж, Типография Eugène Verneau
Размер
243,6x184,7 см
Техника
Бумага, цветная литография
Выставка
27
Открыть в приложении#2
#4
Ничего не сделано, а идея танца выражена так совершенно, как нельзя более придумать
Русский философ Василий Розанов об этом плакате
#3
Расклеенная по всему Парижу, афиша произвела поистине фурор. Поговаривали, что портрет Анны Павловой вызвал даже больше обсуждений и отзывов, чем сама балерина. Плакат принёс славу, как его автору, так и танцовщице, прославив её далеко за пределами страны и наградив почётным званием «танцующий бриллиант».
#5
Многие уверены, что именно Дягилев открыл Павлову миру. Но это не так. Анна Павлова уже танцевала в Швеции, Дании и Германии ещё за год до возникновения «Русских сезонов». Более того, именно Павлова предложила Дягилеву включить в оперный сезон и балет (первые «Русские сезоны» были исключительно оперными).
#6
На создание знаменитого плаката художнику потребовалось одиннадцать сеансов. Балерина чуть ли не ежеминутно застывала в арабеске, чтобы живописец поймал мимолетное движение и передал его на бумаге. Сила великой балерины заключалась в хрупкости и виртуозном исполнении танца. Именно такой — лёгкой, как пушинка, и изобразил её Валентин Серов, увековечив в её портрете «силуэт серебряного века» — слияние на рубеже веков классики и модерна. Плакат работы Валентина Серова с силуэтом Анны Павловой навсегда стал эмблемой «Русских сезонов».
читать дальшескрыть
Театр Шатле. Русские сезоны
Время создания
1909
Место создания
Париж, Типография Eugène Verneau
Размер
243,6x184,7 см
Техника
Бумага, цветная литография
Выставка
27
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться