В экспозиции музея «Дом Бурганова» представлена сложносоставная монументальная композиция «Расстрел. Катастрофа» — памятник безымянным погибшим в периоды войн, репрессий и гонений. В этой героической и одновременно драматической работе Александр Николаевич Бурганов воплотил тему торжества человеческого духа над смертью, безвестностью и героического противостояния злу и насилию.
Сложная композиция отличается активной динамикой и формообразованием. Ее основу составляет статичная фигура стоящего человека. Перед зрителем предстает плоский обезличенный силуэт, лишенный какой-либо индивидуальности. Это не просто безымянный расстрелянный человек, это символический образ множества безвинно погибших. Скульптор намеренно отказался от придания скульптуре характерных узнаваемых черт, потому что даже собирательный образ мог бы создать впечатление некоего типического героя. Но здесь минималистическими средствами автор создал условный образ погибшего Неизвестного: мы не знаем, мужчина это или женщина, старик или молодой человек, какова его национальность, откуда он и за что он приговорен к высшей мере наказания.
В этой обезличенности отразилась множественность. Скульптор выразил в своем произведении эмоциональное состояние человека в момент смерти. Вскинутая в попытке закрыться от неминуемой смерти ладонь, направленная вперед, кисти рук, сжатые в кулаки, указующие пальцы — все это жесты сопротивления, обличения, призыв остановиться и никогда не забывать произошедшего, чтобы не допустить подобной трагедии вновь. Но человека уже нет. От него осталась тень — силуэт.