Изображение Христа в последние часы перед распятием, часто называемое «Христос в темнице», — один из наиболее популярных сюжетов в церковной скульптуре. Как правило, Христос представлен сидящим, с печально склоненной головой. На голове Спасителя — терновый венец. По лицу стекают капли крови. На спине, руках и ногах — следы бичевания. Иконография этого сюжета берет свое начало в 1511 году, когда вышла в свет графическая серия Альбрехта Дюрера «Страсти Господни» с изображением страдающего Христа на титульном листе.
Новый пик популярности этого трагического образа пришелся на XVIII столетие. Сюжет распространился на территориях Восточной Европы и особенно в России, где фигуру Скорбящего Христа, называемого «Спас Полунощный», можно было увидеть почти в каждом провинциальном храме. Русские мастера не копировали западные образцы, а свободно интерпретировали не только внешний вид фигуры, но даже ее иконографическую формулировку.
В ХХ веке этот образ пришел наряду с другими каноническими библейскими сюжетами в творчество многих европейских художников. Эти произведения создавались не для храмового пространства. Поиск образного первоисточника в христианской иконографии, его тактичное современное осмысление, подчеркивание эмоционального звучания приближает религиозный сюжет к современному зрителю.
Именно в этом направлении работал Александр Бурганов, создавая своего «Христа в темнице». Христос печален и сосредоточен в своем возвышенном раздумье. Он отстранен от мучительной реальности и, являясь объектом оскорблений и избиений, как бы находится вне этих событий. Десница Христа поднесена к лицу. Кажется, что Иисус не прикрывает голову от ударов, а лишь подпирает ее, что придает образу выражение скорбной задумчивости. Особое внимание скульптор придает трактовке тела. В скульптурной композиции «Христос в темнице» мастер лишил фигуру Спасителя всего материального и телесного. Формы тела имеют подчеркнуто геометрический характер. Автор уходит от реалистического изображения, связанного с чувствительностью к истязаниям, чтобы показать не страдающую плоть, но возвышенное и скорбное размышление.