Иван Николаевич Крамской был одним из признанных художников-реалистов второй половины XIX века, вдохновителем и организатором «Товарищества передвижных художественных выставок», теоретиком искусства, художественным критиком и бунтарем против господства Академии художеств. Но самое большое место в его наследии занимают современники, изображенные им на картинах.
Голова старика-крестьянина
Время создания
1874
Размер
58,8x46,8 см
Техника
холст, масло
12
Открыть в приложении#1
Крамской И.Н.
Голова старика-крестьянина
#8
#5
Главный и самый большой труд его — это портреты, портреты, портреты. Много он их написал и как серьезно, с какой выдержкой! Это ужасный, убийственный труд! Могу сказать это по некоторому собственному опыту.
Илья Репин об Иване Крамском
#2
Лев Толстой, Петр Боткин, Александр Грибоедов, Николай Некрасов, Тарас Шевченко, Петр Третьяков, Архип Куинджи, да и сам Илья Репин — все они стали героями портретов Ивана Крамского, оставшись в истории своим реалистичным обликом, своей душой, запечатленной И. Н. Крамским.
Иван Николаевич Крамской (1837–1887). Автопортрет. 1874. Картон, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
#9
Творческие возможности Ивана Крамского проявились в серии портретов крестьян, изображающих народные типажи, как было принято в реалистическом направлении того времени. Эти этюды к задуманной большой картине крестьянского схода — своего рода исследование, стремление приблизиться к народу, попытаться понять, из чего складываются национальные характер и душа.
#4
«Пасечник», «Мельник», «Полесовщик», «Созерцатель», «Мина Моисеев» — все такие разные, задумчивые и насмешливые, с точно выписанным характером, сквозящим из поворота головы, жеста рук, взгляда и одежды. Сам Иван Крамской происходил из семьи писаря города Острогожска Воронежской губернии. В юности вместе с харьковским фотографом, снимавшим войсковые учения, он объехал половину России в качестве ретушера и акварелиста и много повидал народных типажей.
Иван Николаевич Крамской (1837–1887). Полесовщик. 1874. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
#10
На портрете старика-крестьянина из коллекции Пензенской галереи изображен могучий и суровый человек, погруженный в свои невесёлые думы, с тяжелым взором, отведенным от зрителя. Глаза находятся в тени от длинных волос, половину лица скрывает седая борода, и только прямой крупный нос выделяется на свету. К одежде и фону художник равнодушен, только лицо выписано с особой тщательностью, оно спокойно, но сурово и отражает внутреннюю силу и достоинство человека.
Иван Крамской считался мастером тональной живописи, и здесь это пристрастие автора к затемнению красок в ущерб свету и цветовому разнообразию оборачивается эмоциональной выразительностью. Сгущая палитру, художник как будто показывает зрителю тяжесть прожитых крестьянином лет, его нелегкую долю, невеселые мысли о грядущем. Фигура как будто сливается с темнотой вокруг, ускользает в нее, как уходит в свои думы крестьянин.
Иван Крамской считался мастером тональной живописи, и здесь это пристрастие автора к затемнению красок в ущерб свету и цветовому разнообразию оборачивается эмоциональной выразительностью. Сгущая палитру, художник как будто показывает зрителю тяжесть прожитых крестьянином лет, его нелегкую долю, невеселые мысли о грядущем. Фигура как будто сливается с темнотой вокруг, ускользает в нее, как уходит в свои думы крестьянин.
#11
Пензенская картинная галерея им. К.А.Савицкого
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Голова старика-крестьянина
Время создания
1874
Размер
58,8x46,8 см
Техника
холст, масло
12
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться