«Автопортрет» художника Юргиса Прейсса, написанный в 1980 году, — последний из завершенных. Полотно относится к самому продолжительному творческому периоду мастера, который искусствоведы называют кемеровским. Он продлился с 1956 по 1984 годы.
Кемеровский период — время возврата Прейсса к светлым и ярким краскам, малым жанрам и свободным мазкам. Художник написал целую галерею автопортретов, в которых отразил воспоминания, личные впечатления и ассоциации. По мнению критиков, эти автобиографические работы можно выделить в отдельный жанр — авторский личный дневник.
Автопортрет 1980 года выполнен в технике масляной пастели. Художник стоит у окна, его лицо написано в контражуре — боковой свет падает из-за спины. Из-за этого очертания лица размыты: угадывается рельеф, видны ямка на щеке и складка у рта. Глубокий прямой взгляд передает усталость и скорбь, стойкость и волю, страдание и достоинство. Несмотря на трагизм, который угадывается в выражении лица художника, работа полна чистых ярких оттенков. Мастер изобразил себя в бордовом свитере, желтой пастельной краской обозначил солнечный свет, зеленым и коралловым наметил растительный узор на занавеске. Яркие цвета не конфликтуют с основным изображением, лишь дополняют его глубокий смысл.
В кемеровском каталоге персональной выставки 1974 года сохранилась цитата самого художника о том, как он видел свое творчество: «В раннем детстве я много рисовал. В пятнадцать стал студентом академии художеств <…> вскоре перешел на живую натуру. И через рисунок, шаг за шагом — к живописи. Живопись, живое писание — трудная работа. Пока пишешь, думаешь: все идет как надо, а потом видишь, что не то, не живое. Каждый раз сомнения, борьба с материалом, со временем. И опять надо браться и верить, что следующая работа будет более удачной. И так день за днем, и хочется людям сказать: „Смотрите, какая жизнь! Как стоит жить!“».
Автопортрет поступил в коллекцию Кемеровского областного музея изобразительных искусств в 1991 году. Его передала Людмила Алексеевна Бирюкова, приемная дочь Прейсса и его наследница.
Кемеровский период — время возврата Прейсса к светлым и ярким краскам, малым жанрам и свободным мазкам. Художник написал целую галерею автопортретов, в которых отразил воспоминания, личные впечатления и ассоциации. По мнению критиков, эти автобиографические работы можно выделить в отдельный жанр — авторский личный дневник.
Автопортрет 1980 года выполнен в технике масляной пастели. Художник стоит у окна, его лицо написано в контражуре — боковой свет падает из-за спины. Из-за этого очертания лица размыты: угадывается рельеф, видны ямка на щеке и складка у рта. Глубокий прямой взгляд передает усталость и скорбь, стойкость и волю, страдание и достоинство. Несмотря на трагизм, который угадывается в выражении лица художника, работа полна чистых ярких оттенков. Мастер изобразил себя в бордовом свитере, желтой пастельной краской обозначил солнечный свет, зеленым и коралловым наметил растительный узор на занавеске. Яркие цвета не конфликтуют с основным изображением, лишь дополняют его глубокий смысл.
В кемеровском каталоге персональной выставки 1974 года сохранилась цитата самого художника о том, как он видел свое творчество: «В раннем детстве я много рисовал. В пятнадцать стал студентом академии художеств <…> вскоре перешел на живую натуру. И через рисунок, шаг за шагом — к живописи. Живопись, живое писание — трудная работа. Пока пишешь, думаешь: все идет как надо, а потом видишь, что не то, не живое. Каждый раз сомнения, борьба с материалом, со временем. И опять надо браться и верить, что следующая работа будет более удачной. И так день за днем, и хочется людям сказать: „Смотрите, какая жизнь! Как стоит жить!“».
Автопортрет поступил в коллекцию Кемеровского областного музея изобразительных искусств в 1991 году. Его передала Людмила Алексеевна Бирюкова, приемная дочь Прейсса и его наследница.